Экосистема для бизнеса новых технологий

Первые бизнес-инкубаторы и акселераторы начали появляться в мире для поддержки молодых предпринимателей в конце 60-х годов. Широкое распространение они получили в начале нулевых. В России средний возраст их составляет семь лет. Главная их задача – выводить на рынок инновационные проекты, помогая монетизировать научные разработки исследователей, поддерживать компании на ранних этапах развития. Что изменилось с начала запуска этих проектов, рассказали эксперты в блиц-интервью Журналу Стратегия.

A9R452F

Генеральный директор и соучредитель UBI Global Али Амин

Совместно с РВК UBI Global провела анализ российских бизнес-инкубаторов. По итогам респонденты получат отчет, где будет проведено сравнение агрегированных показателей российских и зарубежных коллег. Насколько применимы зарубежные практики для российских реалий?

Бизнес-инкубаторы — явление не только местного, регионального или национального масштаба. Они существуют в любой точке мира, и все они сталкиваются с аналогичными проблемами и трудностями. Россия — одна из крупнейших мировых экономик, однако она не лишена недостатков. Например, наблюдается отсутствие комплексного понимания, моделей и метода работы во время «инкубационного периода» экосистемы. UBI Global совместно с РВК провела анализ российских бизнес-инкубаторов. В ходе исследования мы использовали методологию, разработанную UBI Global. Данная система подсчета является самой комплексной моделью в мире, которая способна сопоставить более 40 ключевых показателей эффективности. В совокупности они отражают уровень воздействия бизнес-инкубатора в собственной экосистеме, значение (которое бизнес-инкубатор предоставляет клиентам стартапа), привлекательность для инвесторов, а также коэффициент успешности постинкубационного показателя компаний. Именно поэтому данная методология считается максимально комплексной и уникальной. Нам крайне любопытно, каких результатов мы смогли добиться. Мы уже видели несколько примеров в недавно опубликованном рейтинге, где российские бизнес-инкубаторы показали отличные результаты. Мы надеемся, что наше исследование поможет выявить потенциал многих других в национальном, региональном и глобальном инновационном сообществе.

Какие страны входят в первый десяток с лучшими бизнес- инкубаторами? Отражаются ли успехи инкубаторов на экономике регионов?

UBI Global определяет показатели отдельных бизнес- инкубаторов. Далее мы суммируем результаты, чтобы получить представление о макроэкономических уровнях и понять, сможем ли мы выявить основные тенденции и закономерности. В рейтинге лучших бизнес-инкубаторов за 2015 год были представители из разных точек мира. Особо выделились представители Италии, Канады, Нидерландов, США, Тайваня и Китая.

Без всяких сомнений бизнес-инкубаторы оказывают влияние на экономику регионов. Ключевыми факторами успешности являются создание рабочих мест, привлечение и удержание талантливых сотрудников, а также сохранение инвестиций в компанию.

Какие модели работы бизнес-инкубаторов самые эффективные? 

К сожалению, у нас пока нет ответа на этот вопрос. У нас есть эффективные модели, ориентированные на получение прибыли, а также конкурентные модели, но они неприбыльны. Мы знаем отличные бизнес-инкубаторы, а также наиэффективнейшие программы, которые зачастую можно применять бесплатно. Однако несмотря на то, что каждая из систем имеет что-то общее, существуют некоторые сложности, связанные с использованием экосистем и взаимодействием с инвестиционными сообществами на национальном и международном уровнях в полном объеме.

A9R4531

Врио генерального директора РВК Евгений Кузнецов

РВК стала инициатором проведения первого в России исследования бизнес-инкубаторов и акселераторов России. Какие результаты показал анализ? Кто возглавил рейтинг лучших российских инкубаторов и акселераторов?

В исследовании приняли участие в общей сложности 59 университетских и 13 независимых инкубаторов России. Анализ показал, что российские акселераторы и инкубаторы достигли большого успеха за короткий период времени и стали незаменимым элементом экосистемы. Они помогли создать в среднем по 309 рабочих мест в стартапах за последние пять лет.

При этом анализ выявил ряд слабых мест. Например, российские программы акселерации сталкиваются со сложностями, когда дело доходит до предоставления стартапам доступа к денежным средствам, так как среднее число инвесторов в 4 раза меньше, чем у европейских. Несмотря на это, российские технологические предприниматели проявляют большой интерес к бизнес-акселераторам. В среднем российские программы обрабатывают ежегодно 181 заявку, что превышает показатели их коллег в Европе на 18%.

Бизнес-инкубаторы университетов ИТМО Санкт-Петербурга, Иркутского национального исследовательского технического университета и томский бизнес-инкубатор «Дружба» ТУСУР вошли в число самых результативных университетских бизнес-инкубаторов.

Отражаются ли успехи инкубаторов на экономике регионов?

Результаты мониторинга показали, что университеты начинают играть возрастающую роль в социально- экономической жизни региона, хотя пока и недостаточно активно участвуют в работе региональных экономических кластеров. Создание новых рабочих мест за счет развития малых инновационных предприятий с долей университета находится на начальном уровне, в большинстве случаев составляя несколько десятков ставок, а у лидеров достигая 130 рабочих мест.

Насколько применимы зарубежные практики бизнес- инкубирования для российских реалий? 

С одной стороны, международные практики являются для нас определенным эталоном, который мы должны учитывать в своей деятельности. С другой стороны, в России есть особая специфика, связанная с тем, что наш венчурный рынок значительно моложе.

За рубежом основными клиентами инфраструктуры являются технологические предприниматели или инженеры с уже сформированным пониманием того, как работает бизнес. Им нужна специфическая поддержка, например, в управлении интеллектуальной собственностью, во взаимодействии с инвесторами. Но в отличие от иностранных коллег, российские предприниматели или разработчики не всегда обладают базовыми навыками в области бизнеса, их нужно научить азам: созданию компании, эффективному управлению, прозрачному налоговому администрированию. Наше фундаментальное отличие от западных рынков в том, что российский инновационный сектор в каком-то смысле занимается развитием предпринимательства вообще. Если за рубежом инкубатор или акселератор можно сравнить с аспирантурой, куда приезжают писать диссертацию, то в России — это магистратура, где учат базовым вещам.

В России присутствует сильный перекос в сторону организации мероприятий и нетворкинга. Поскольку многие инкубаторы и акселераторы существуют на деньги грантов или государства, которым необходима отчетность, то появляются мероприятия ради отчетности. Это плохая практика. Основная задача инкубатора состоит не столько в проведении мероприятия, сколько в отслеживании реальных изменений в компании. Это, по сути, работа консультантом и помощником в отношениях с инвесторами.

Лучшие мировые практики — это инкубаторы и акселераторы, цель которых опекать компании, вовремя распознавать проблемы и предлагать решения. Это требует компетенций и опыта в развитии бизнеса у команд акселераторов и инкубаторов. Мы испытываем в этом дефицит.

Главная задача для российских инкубаторов и акселераторов сегодня — это развитие предпринимательских навыков для передачи их компаниям.

Ваш прогноз, смогут ли российские бизнес-инкубаторы помочь изменить экономическую ситуацию в России? 

Уверен, что российские бизнес-инкубаторы должны и смогут помочь. Их основная задача — создать правильную среду для развития компаний и их роста. Уже сейчас мы видим много работающих центров, технопарков, инкубаторов в Новосибирске, Томске, Казани, Петербурге и Москве. Кроме этого, в России нужно не просто создавать компании, а растить и развивать инфраструктуру для их создания. Как я отмечал ранее, если на Западе люди понимают, как организовывать бизнес, то в России это зачастую не так. У нас не всегда происходит переход от команды к проекту, а затем к компании. Эту функцию должны нести предакселераторы, созданные не для сформировавшихся компаний, а именно для команд. Мы активно занимаемся развитием таких программ, поскольку без такого рода инфраструктур мы продолжим наблюдать дефицит компаний с перспективами дальнейшего развития.

A9R4533

Заместитель заведующего проектно-учебной лаборатории «Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики» Михаил Эрман

Отражаются ли успехи инкубаторов на экономике регионов?

Бизнес-инкубаторы и акселераторы входят в число инфраструктурных организаций, создающих условия для развития новых предпринимательских идей. В настоящее время, по нашим оценкам, в России насчитывается более 200 бизнес-инкубаторов. На мой взгляд, самыми успешными в плане работы именно с инновационными компаниями на основании успешности их выпускников являются бизнес- инкубаторы «Ингрия» (Санкт-Петербург), казанского и челнинского ИТ-парков (Татарстан), Академпарка (Новосибирск), МГУ (Москва), ну и наш (НИУ ВШЭ).

Большинство российских бизнес-инкубаторов учреждены государством и ориентированы не столько на поддержку инновационных компаний, сколько на поддержку компаний- субъектов малого и среднего предпринимательства в целом. Западные бизнес-инкубаторы рассматриваются как центры, где сконцентрирована экспертиза и предпринимательский опыт, развитая сеть контактов и рекомендаций. В России на инкубаторы смотрят как на дешевых арендодателей и поставщиков бухгалтерских и юридических услуг. Разница в отношении и спектре услуг отражается и на результатах. Многие «единороги» (молодые технологические компании с оценкой более 1 млрд долларов) вышли из стен зарубежных университетов, бизнес-инкубаторов и акселераторов, в то время как Россия не может похвастаться ни одной такой историей. 

С другой стороны, от идеи до истории успеха компании проходит минимум 5–7 лет, многие инкубаторы существуют меньше этого срока, поэтому реальный вклад в экономику мы увидим, по моим прогнозам, лишь через 5–6 лет.

Правительство — главный спонсор бизнес-инкубаторов в России. Почему так происходит? 

Бизнес-модель инкубаторов очень сложная и зачастую убыточная. Учитывая, что большинство инкубаторов не берет доли в бизнесе резидентов и работает с компаниями на стадиях, когда у них нет денег, то говорить об инкубаторе как о зарабатывающем большие деньги бизнесе сложно. Поэтому большинство инкубаторов в мире не прибыльны и существуют на деньги спонсоров (зачастую успешных предпринимателей и крупных компаний, а также государства). В попытке построить более устойчивую экономическую модель были созданы бизнес-акселераторы, которые совместили основные идеи бизнес-инкубаторов и венчурных фондов ранних стадий, которые извлекают прибыль за счет участия в акционерном капитале компаний-выпускников. Но даже такие структуры редко бывают прибыльными.

В России уже есть несколько примеров частных инкубаторов: Lift (Астрахань), «Пери-Инновации» (Махачкала) и несколько других.

Ваш прогноз, смогут ли российские бизнес-инкубаторы помочь изменить экономическую ситуацию в России? 

Бизнес-инкубаторы — один из необходимых элементов инновационной экосистемы, который работает с компаниями на самых ранних стадиях. Для того, чтобы росли миллиардные компании нужны не только инкубаторы, но и потребители их выпускников. Многие, кто руководил инкубаторами 5–6 лет назад покинули свои посты, потому что ожидали быстрого роста экосистемы и быстрого успеха выпускников. Сейчас же, с одной стороны, наработан опыт в работе со стартапами ранних стадий, с другой, игроков на рынке стало меньше на всех этапах «инновационного лифта». Думаю, что первые действительно успешные компании, получившие поддержку в инкубаторах, можно будет увидеть еще через 5–6 лет.

 

Автор: Дарья Кичигина

Категория: Интервью

Новости по теме:

Когда помощь скорая

Высокотехнологичная медицинская помощь в России за последние годы набирает все больший оборот. В чем плюсы такой помощи и чем она отличается от обычной медицинской, а также как защитить свои права в случае несоблюдения сроков медицинскими учреждениями рассказала Журналу Стратегия заместитель руководителя комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков по методологическим вопросам Людмила Романенко.

Индийские горизонты

Один из первых российский торговых домов за границей открывается в Индии, планируется, что РФ и эту страну свяжут также зона свободной торговли и сухопутный маршрут. Таким образом, Индия окажется в десятке крупнейших партнеров РФ. О перспективах такого положения порассуждал в интервью Журналу Стратегия специалист по международным отношениям, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян.