Миссия: перезагрузка

Strategy_20_full - копия-2

Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал Журналу Стратегия о том, как меняется российская система инновационных инвестиций и сможет ли она стать драйвером развития экономики.

Год назад на Форуме «Открытые инновации» Вы говорили, что пришла пора переходить от первого этапа становления инновационной политики в России к практическим мерам по внедрению инноваций в реальную жизнь. Что удалось сделать в этом направлении?

Удалось перейти от теории к практике. Принять ряд стимулирующих мер, в том числе по программам инновационного развития госкомпаний, по включению инновационной составляющей в госпрограммы, по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Важным шагом стало рассмотрение и одобрение на заседании Правительства законопроекта о реализации Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Он призван стимулировать компании к инновациям и развитию инструментов поддержки технологической модернизации. Закон распространяет налоговые льготы по доходам от операций по реализации акций российских организаций на облигации российских высокотехнологичных компаний и инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, которые относятся к инструментам развития высокотехнологичного сектора экономики и служат источником финансирования инновационных проектов. Также сокращается срок владения физическими и юридическими лицами акциями и облигациями таких организаций, необходимый для получения данных льгот. При этом для дальнейшего развития инноваций должны быть разработаны более амбициозные меры, включая стимулирование внутрироссийского и экспортного оборота инновационной продукции.

И каков план действий?

Еще в прошлом году Экспертный совет подготовил расширенный доклад «Развитие инноваций в России». В качестве основных направлений были предложены ревизия системы государственного управления инновациями, стимулирование спроса на них, повышение эффективности исследований и разработок, совершенствование механизмов работы институтов инновационного развития, привлечение «длинных денег» в инновации, меры налогового стимулирования, стимулирование инновационного развития отдельных территорий, развитие человеческого капитала и совершенствование правового регулирования. Систему управления инновациями было предложено перезагрузить для того, чтобы актуализировать инновационную повестку и повысить отдачу от инвестиций.

Сейчас на площадке Открытого правительства обсуждается повышение прозрачности и понятности действующего механизма предоставления льгот для компаний, занимающихся исследованиями и разработками в области инноваций. Расходы на ряд видов НИОКР по перечню Правительства могут быть учтены в размере 150% расходов для целей налога на прибыль. Это позволяет компаниям вернуть до 10% стоимости НИОКР в виде снижения платежей по налогу на прибыль. Однако компании почти не пользуются этими льготами из-за трудностей в администрировании. Эксперты предлагают более радикальный подход в стимулировании компаний к инвестициям в инновации — отмена перечня видов НИОКР и распространение льготы на все исследования, увеличение порога налогового вычета. На мой взгляд, должен быть такой механизм налогового стимулирования, чтобы при принятии менеджментом решения о финансировании НИОКР чаша весов склонилась бы в пользу финансирования. Если компаниям удастся вернуть 25–30% вложенных средств через налоговый вычет, то это будет ощутимым стимулом к инвестициям. При этом его дифференциация должна зависеть от размера компании, как это делается в Великобритании.

Как сделать инновации драйвером российской экономики?

Направления инновационного развития России объединены в проект «Инновации 2.0». В частности, предложено реализовать 5–7 межотраслевых проектов национального масштаба с мультипликативным эффектом на основе государственно-частного партнерства. Председатель Правительства РФ тогда поддержал идею «вытягивающих» проектов, которая позволяла бы не распылять усилия, а сделать ряд прорывных проектов, которые будут тянуть за собой всю отрасль.

Эксперты предложили инвестировать накопительную и резервную части пенсионных средств (до 1%) в инновационные проекты, внедрить систему открытых данных и обеспечить публичность базы данных НИОКР . Необходимо сконцентрироваться на повышении конкурентоспособности, создании условий для реализации человеческого потенциала, увеличении экспорта инновационной продукции и экономическом развитии регионов за счет «умной» специализации, а также на повышении качества жизни за счет внедрения инноваций в социальную сферу.

Strategy_20_full - копия-3

Предложения Экспертного совета помогли переломить ситуацию?

На мой взгляд, многие из этих предложений дали толчок ряду важных процессов. Речь идет и об оценке работы институтов инновационного развития, и повышении их эффективности, и о ряде инициатив по увеличению спроса на инновации. Например, запущен новый этап работы с программами инновационного развития госкомпаний. Органы исполнительной власти совместно с экспертным сообществом должны будут ежегодно проводить независимую оценку исполнения программ инновационного развития госкомпаний. Инновационный КП Э с довольно большим весом — 20–25% — должен быть включен в долгосрочные программы развития и оценку эффективности работы компаний с госучастием. В следующем году все госкомпании должны иметь КП Э по программам инновационного развития. А акцент на инновационной деятельности позволит повысить спрос на инновации со стороны корпоративного сектора. Также мы рассчитываем на то, что эти меры принесут пользу и при запуске Национальной технологической инициативы.

А какую роль в развитии инновационной экономики играет проект «Национальная технологическая инициатива»? И принимает ли Открытое правительство участие в его реализации?

Здесь речь идет о долгосрочной стратегии инновационного развития страны. Поручение о реализации программ НТИ дал Президент в своем послании Федеральному собранию. Это программа совместных действий проектных и творческих команд, инвесторов, бизнеса, институтов развития, ориентированная на развитие новых рынков на основе передовых технологий. Одной из задач НТИ эксперты видят построение и запуск динамического процесса технологического прогнозирования, позволяющего выявлять и реализовывать прорывные возможности для России, гибко реагируя на возникающие вызовы и угрозы. Выбранные технологии и рынки должны обеспечивать рост внутреннего валового продукта, технологический суверенитет, рост производительности труда и усиление позиций России в глобальных технологических цепочках.

На площадке Открытого правительства осуществляется экспертное сопровождение разработки «дорожных карт» НТИ . Экспертный совет уже подготовил предложения по критериям оценки этих «дорожных карт», среди которых социально-экономические эффекты, наличие подтвержденного спроса, наличие КП Э мероприятий и финансовое обеспечение реализации мероприятий за счет внебюджетных средств в объеме не менее 50%.

Отразились ли кризисные явления на инновационной отрасли?

За год нам удалось, что называется, расшевелить ситуацию, запустить процессы, и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, вопрос инновационной повестки для Правительства остается актуальным. Кризисные явления только стимулируют к более активным действиям, так как мы считаем инновации катализатором экономического роста.

То есть кризис — время новых возможностей и прорывных решений?

Безусловно, но нужно помнить, что инновации не помогут нам выйти из кризиса. Основная задача — предпринять те шаги и те решения, которые за счет реализации инноваций позволят России сохранить и усилить позиции в международном сообществе и не позволят войти в следующий кризис. Например, программы импортозамещения могут и должны перерасти в программы экспортозамещения, то есть замещение импортных инноваций должно быть направлено на создание конкурентных в мировом масштабе отечественных решений. Более того, инновации не должны жить за счет государственного спроса, они должны быть востребованы рынком. Формирование спроса со стороны государства — лишь первый этап к созданию системы инноваций.

Залогом успешного внедрения инноваций в российской экономике являются человеческий капитал и качественное государственное управление, создающие комфортные условия для инновационного бизнеса. Будет человеку комфортно созидать и производить — будут модернизации и инновации. На сегодняшний день глобальная конкуренция — это конкуренция не технологий и инновационных решений, а конкуренция за человека. Не США создали Google и Facebook, а люди, для которых была предложена правильная платформа, где они смогли внедрить свои инновационные идеи.

Использует ли Правительство какие-нибудь инновационные идеи в своей работе?

Это хороший вопрос, поскольку инновации непосредственно в госуправлении могли бы послужить стимулом для инноваций в экономике. В каком-то смысле одно без другого невозможно. Например, сейчас в Правительстве рассматривается вопрос о создании призовой платформы, которую государство могло бы использовать для поиска наиболее передовых и экономически эффективных ответов на свои запросы, как для поддержки проектов по основным направлениям реализации НТИ , так и других прорывных инновационных проектов, реализуемых госорганами, госкомпаниями и госкорпорациями, а также частным бизнесом и физическими лицами. Подобный формат поддержки инновационного развития активно реализуется за рубежом, например, американским фондом XPRIZE. Там призы присуждаются в пяти категориях: энергетика и окружающая среда, освоение окружающего пространства, глобальное развитие, обучение, наука о жизни. На 2015 год запланирована выдача призов на сумму до 86,5 млн долларов, причем по довольно интересным направлениям, таким как «Освоение Луны», «Персональные медицинские диагностические системы», «Сохранение океана».

А что нужно, чтобы запустить такую платформу в России?

Для этого мы сами должны научиться иначе формулировать свои запросы — научиться формулировать требования к результату. Для создания подобной призовой платформы в России эксперты предлагают сформировать единую открытую интернет-площадку для взаимодействия заказчиков инновационных разработок и исполнителей. Предполагается, что заказчик инновационных разработок размещает техническое задание и условия проведения конкурса на интернет- площадке и вносит в фонд-оператор гарантийное обеспечение в размере 50% от объявленной суммы приза. Победитель получает эти деньги и оставшуюся призовую сумму за вычетом комиссии фонда.

Взятый сейчас курс на раскрытие ведомствами информации в формате открытых данных — также весьма инновационное направление в госуправлении. Расскажите подробнее, каких успехов удалось добиться здесь?

Что касается открытых данных, то это, безусловно, новация в госуправлении, которая основана на технологической новации. Мы можем назвать инновационным то новое качество аналитики и услуг для граждан, которое можно получить за счет использования открытых государственных данных. У наших граждан есть большая потребность в инновационных социально значимых сервисах, особенно в таких областях, как образование, здравоохранение, транспорт. В создании таких сервисов важную роль играют открытые данные, в работе с которыми нужен не только технический, но и творческий подход, ориентированный на интересы граждан. Только тогда можно будет добиться плодотворного взаимодействия держателей и потребителей открытых данных.

Раскрытие данных в машиночитаемом виде имеет не только положительный социальный, но и экономический эффект, — способствует развитию российского рынка мобильных приложений и разработок в сфере информационных технологий, повышению капитализации наших IT-компаний, росту конкурентоспособности отечественных разработчиков. Это крайне перспективные направления, поскольку, по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, уже сейчас на интернет-зависимые рынки в России приходится около 10% ВВП . Кроме того, Россия занимает первое место в Европе по числу пользователей Интернета.

На сегодняшний момент в нашей стране опубликовано в общей сложности свыше 5 000 наборов данных, на федеральном уровне размещено свыше 1 500 наборов. Разделы открытых данных сформированы почти на всех официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти. На них также размещено порядка 50 мобильных приложений на основе открытых данных.

Strategy_20_full - копия-4

Кто является передовиком по раскрытию данных?

В этот процесс включились многие регионы и отдельные министерства и ведомства, но пока лидером здесь остается Москва. Портал открытых данных правительства Москвы data.mos.ru содержит более 300 наборов данных, в которых раскрыта информация более чем о 315 тысячах объектах городской инфраструктуры, образования, спорта, здравоохранения, ключевых культурных и досуговых местах.

На их основе разработано свыше 40 мобильных приложений, которые уже смогли сделать проживание и пребывание в столице более комфортным. Одним из таких приложений является веб-сервис «Где паркон?», представленный независимым разработчиком. С помощью специальной карты он дает возможность отследить маршруты движения парконов. А такие приложения, как «Узнай Москву» и «По музеям», позволяют познакомиться с культурными достопримечательностями столицы. Для любителей активного отдыха есть приложения «ВелоМосква», «Бассейны Москвы», «Парки Москвы» и «На каток». Список довольной большой. На базе открытых данных работают столичные порталы «Наш город», «Портал городских услуг» и «Электронный атлас Москвы», кроме того, данными столичного правительства и министерств пользуются крупнейшие интернет- компании, например, «Яндекс» на их основе создает новые мобильные сервисы. Данные Москвы и ряда других городов и регионов интегрированы в приложения «Яндекс.Парковки», «Яндекс.Пробки», «Яндекс.Метро», «Яндекс.Транспорт», «Яндекс.Город», «Яндекс.Афиша». Этот позитивный опыт, конечно, нужно тиражировать в регионы.

Успехи Москвы впечатляют, а какие меры принимаются для того, чтобы стимулировать создание новых сервисов на базе открытых данных в регионах?

Сейчас мы проводим первый Всероссийский конкурс приложений на базе открытых данных, — по сути, это такой небольшой инкубатор для инновационных приложений и команд. К участию в конкурсе приглашаются студенты ведущих вузов России, IT-компании и независимые разработчики программного обеспечения, аналитики и дизайнеры. Командам будут оказывать помощь профессионалы и аналитики в области информационных технологий, бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти. Надеюсь, что этот конкурс позволит вовлечь всех желающих в процессы создания новых полезных сервисов и приложений на основе открытых данных.

Каковы общие тенденции финансирования инноваций в мире? Как с этими общими трендами сопоставляется объем инвестиций в инновационную отрасль в России?

Развитие ведущих экономик мира на протяжении последнего десятилетия характеризуется увеличением расходов на НИОКР . Так, Китай в 2000–2013 годах увеличил расходы на НИОКР с 0,9% до 2,08% ВВП , Япония — с 3% до 3,47% ВВП , США — с 2,62% до 2,73% ВВП . В России данный показатель вырос с 1,07% в 2000 году до 1,12 в 2013-м, а целевое значение на 2015 год, установленное майскими указами Президента, составляет 1,77% ВВП . Нужно отметить, что эта цифра сопоставима с показателями такой развитой страны, как Великобритания (1,8%). Однако в абсолютных выражениях уровень финансирования НИОКР в России пока недостаточен.

Каково здесь соотношение государственного и частного финансирования?

Доля государства в структуре финансирования НИОКР в нашей стране крайне велика по сравнению с той же Британией и США: 68% в РФ против 32% в Британии. А в странах-лидерах по величине расходов на НИОКР этот показатель значительно меньше: Япония — 16%, Китай — 22%, Южная Корея — 25%, США — 33%.

В рейтинге ОЭСР «1 000 крупнейших публичных компаний мира с самыми большими затратами на НИОКР » за 2013 год Россия, как и годом ранее, была представлена только одной компанией — ОАО «Газпром», в то время как в 2011 году нашу страну в нем представляли четыре компании. При этом бюджет «Газпрома» на НИОКР за год сократился с 1 млрд до 0,6 млрд долларов.

С другой стороны, важнейший источник частных денег для инноваций — венчурный рынок — показывает в России исключительный рост: со 108,3 млн долларов в 2007 году до 1 213 млн долларов в 2012 году. Таким образом, российский венчурный рынок стал вторым в Европе и пятым в мире.

Может ли соотношение частных и государственных инвестиций измениться в ближайшее время?

Задачей, поставленной в майских указах Президента, является более активное привлечение частных денег в наукоемкие разработки, увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% — к 2018 году, а также увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

Экспертный совет при Правительстве рекомендовал осуществить единовременный аудит исполнения показателей, закрепленных в Стратегии, и по результатам аудита внести изменения в их значения. А на втором этапе — провести комплекс мероприятий по включению всех показателей Стратегии в целевые индикаторы федеральных и региональных органов власти.

Изменились ли в связи с экономическими условиями механизмы привлечения инвесторов в инновационный сектор?

Правительство уже приняло ряд решений и готовит новые, которые должны способствовать дальнейшему расширению возможностей для частных инвестиций в инновации, в том числе появление научно- технологических консорциумов в рамках Национальной технологической инициативы и за ее пределами.

Такая форма совместной работы может дать инвесторам гарантии долгосрочного спроса со стороны госкомпаний, других государственных структур, сделать более прозрачной и управляемой область интеллектуальной собственности.

Мы активно проводим и дорабатываем решения в области НИОКР : сформированы научные фонды, внедряется практика так называемых совместных грантов, где государство финансирует инвестиции в инновации в том же объеме, в котором и компании. Создаются инжиниринговые центры, государство готово помогать компаниям в сертификации и регистрации интеллектуальной собственности на их продукцию за рубежом.

Инновационное развитие — непростой путь, но, безусловно, верный, если мы хотим, чтобы Россия входила в число ведущих мировых держав, определяющих направления развития глобальной экономики.

Автор: Галина Федорова

Категория: Интервью

Новости по теме:

Космические связи

15 ноября 1971 года было подписано соглашение о создании Международной системы и Организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК» в Москве. Сегодня в ее составе правительства 26 стран. Что изменилось за 45 лет и каких результатов удалось добиться, рассказывает генеральный директор Международной организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК» Вадим Белов.