Платить альтернативно

 aganbegyan

Российский платежный рынок этой осенью пережил настоящий бум: Samsung Pay и Apple Pay пришли в Россию, «МегаФон» и МТС создали платежные приложения, социальные сети – «ВКонтакте» и «Одноклассники» – запустили платформы оплаты. Также в стране появилось собственное платежное средство – карта «Мир». Как будут развиваться альтернативные способы оплаты, какое будущее ждет платежный рынок, а также какое место займет банковский сектор в этом будущем, Журналу Стратегия рассказал генеральный директор «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян.

На Ваш взгляд, какие технологии могут максимально повлиять на рынок банковских услуг, связанных с обслуживанием платежных карт?

Все большее влияние на рынок платежных карт оказывает внедрение биометрических технологий. Это и оплата с использованием биометрии, и идентификация в мобильных устройствах (Apple Pay, Samsung Pay), и банкоматах. Эти технологии повышают безопасность платежей, а в перспективе могут снизить расходы банков за счет отказа от физических носителей. Также популярна идея внедрения технологии блокчейн, в том числе в карточные процессы, что позволит упростить идентификацию, повысить прозрачность платежей и защищенность от мошенничества. Но при этом все существующие прототипы требуют дальнейшего развития для централизованного внедрения.

Каким будет взаимодействие между кредитными организациями и платежными сервисами в ближайшем будущем?

Платежные сервисы, использующие уникальные технологии и имеющие успешный кейс по привлечению клиентов, будут интегрироваться в банки. В качестве примера можно привести «Рокетбанк», который стал частью группы «Открытие», или Simple, приобретенный группой BBVA.

Платежные сервисы и финтех-стартапы обладают большей гибкостью, которая нужна для запуска прорывной технологии. Однако для масштабирования без крупного банка-партнера им не обойтись.

Как вы считаете, будут ли популярны в России альтернативные платежные системы, не использующие привязку счета или аккаунта клиента к банковской карте?

Эти перспективы зависят от законодательного регулирования. Уже существуют платежные инструменты на базе цифровых валют (тот же биткоин-кошелек, кошелек Ripple), которые позволяют быстро совершать переводы по всему миру с минимальными затратами. Но пока это остается очень нишевыми продуктами. Ограничением развития таких систем является «замкнутый круг»: инфраструктура не развивается, потому что маленький спрос, а спрос маленький по причине неразвитой инфраструктуры.

Осенью 2016 года почти одновременного на российский рынок пришло несколько новых платежных сервисов. Какое влияние это окажет на рынок финансовых услуг?

Для каждого из предложенных решений на рынке найдется своя аудитория, а с обновлением линейки мобильных устройств эта аудитория будет расти. Мы ожидаем, что новые сервисы дадут толчок к развитию бесконтактных платежей, а в дальнейшем и к проникновению таких платежей в новые сферы. В краткосрочной перспективе мы ожидаем рост оборотов и увеличение количества операций за счет желания попробовать новый сервис.

За счет каких рыночных показателей происходит увеличение числа платежных карт?

В первую очередь общее количество карт увеличивается за счет развития карточной инфраструктуры – pos-терминалы, интернет-эквайринг, мобильный эквайринг (mPOS) становятся повсеместно доступны не только в крупных городах. Пользование картой стало ежедневной привычкой каждого человека – получение зарплаты на банковскую карту, совершение повседневных трат, использование в поездках по всему миру в качестве удобного способа оплаты. Теперь не редкость встретить клиента с 3–4 пластиковыми картами для разных целей (участие в бонусных программах, выгодные снятия, удобство пользования за рубежом), что безусловно является драйвером для увеличения эмиссии.

 

Категория: Интервью

Новости по теме:

Медицина по-испански

Об особенностях системы здравоохранения Каталонии, современных подходах в лечении, а также об опыте Барселоны как медицинской столицы Испании в интервью Журналу Стратегия рассказала генеральный представитель Ассоциации ведущих госпиталей Barcelona Medical Agency и директор Barcelona Medical Consulting Ольга Соловьева.

Экосистема для бизнеса новых технологий

Первые бизнес-инкубаторы и акселераторы начали появляться в мире для поддержки молодых предпринимателей в конце 60-х годов. Широкое распространение они получили в начале нулевых. В России средний возраст их составляет семь лет. Главная их задача – выводить на рынок инновационные проекты, помогая монетизировать научные разработки исследователей, поддерживать компании на ранних этапах развития. Что изменилось с начала запуска этих проектов, рассказали эксперты в блиц-интервью Журналу Стратегия.