журнал стратегия

#журнал стратегия

Теория эволюции

allКаста тех, кто далек от крупных бюджетных контрактов и часто рискует всеми сбережениями, для кого у госструктур есть устойчивое понятие «малый бизнес», и в стабильной экономической ситуации прибегала к различным защитным механизмам. Теперь, когда кризис тянется уже два года, им нужны новые тактики поведения, чтобы сохранить позиции. Редакция Журнала Стратегия предложила самим бизнесменам рассказать, какие ухищрения помогают выжить.

Многие клиенты начинают сокращать рекламные бюджеты. И нам приходится разрабатывать новые стратегии выживания. Раньше агентство занималось созданием креативных концепций только для крупных игроков. В связи с текущей ситуацией мы приняли несколько антикризисных решений, которые позволяют снизить издержки, не теряя эффективности. Например, перевод сотрудников на проектный аутсорс, создание нового низкобюджетного бренда, который ориентирован на небольшие компании с меньшими бюджетами. В нашей отрасли всегда существовало два вида клиентов: те, кто обращается к крупным сетевым агентствам, и те, кто сотрудничает с небольшими компаниями, как наша. Сейчас отток клиентов наблюдается у крупных агентств. Малый бизнес более гибкий и может оперативнее подстраиваться под изменения.

В целом, кризис очень сильно влияет на всех. Во многих компаниях идет перестройка «властной архитектуры». И компании, в которых неправильно выстроена структура управления бизнесом на уровне топ-менеджмента, в условиях кризиса стремительно идут ко дну. В связи с этим прямых конкурентов становится все меньше и на плаву удерживаются только компетентные компании. Вся экономика страны находится в процессе изменения, поэтому компании с правильно выстроенной структурой и высококвалифицированными специалистами в кризисное время эволюционируют вместе с ней.

Павел Кириченко, гендиректор Creative Agency Casta

 

Можно предположить, что наиболее конкурентоспособными окажутся те компании, которые смогут предложить товары и услуги, наилучшим образом удовлетворяющие потребности клиента в кризис. Как никогда сейчас важна креативность  – умение предложить покупателю именно то, что он желает приобрести. Креативность и умение управлять расходами  – ключевые навыки, которые могут наработать компании в сложные времена. Они позволят большинству выжить. Но это касается не всех. Например, появление нашего стартапа было вызвано кризисом. Он освободил многих людей от гонки за наживой, всем вдруг стало понятно, что придется сделать перерыв на то время, пока экономика не восстановится. У населения неожиданно появилось свободное время, которое оно готово инвестировать в зарубежное образование: в свое развитие, повышение квалификации и новые впечатления. Кризис  – это всегда точка роста, лакмусовая бумажка, возможность проверить себя на прочность и понять, так ли уж сильно ты нужен своему клиенту. Можно сказать, что мы контрцикличный в отношении к кризису стартап. Мы помогаем людям не потратить деньги, а, наоборот, получить их и перезагрузиться в профессиональном плане.

Михаил Мижинский, управляющий партнер BrandYourBrain

 

Ничего не изменилось. Мы работаем по тем же механизмам и схемам, которые использовались и в докризисный период, только вот применяться они стали гораздо чаще. Очень сильно активизировался агрессивный маркетинг, холодные звонки, СМС-реклама. Инстаграм стал просто площадкой для соревнования рекламных ботов в борьбе за клиентов. Компании активно уходят от налогообложения в «серый» и «черный» секторы. Малый бизнес никуда не уйдет, несмотря на конкуренцию с сетевиками. Поскольку всегда останется сфера, в которой личные взаимоотношения между людьми гораздо важнее прибыли, хотя и не отменяют саму идею бизнеса, построенную на получении дохода. Например, сфера услуг. Кризисная закалка положительно влияет на компании: многие мелкие предприниматели начинают кооперироваться друг с другом для ведения совместных дел: аренды помещений, оплаты услуг бухгалтеров, консолидации рекламных и маркетинговых бюджетов, кросс-промоушена в Интернете, что в конечном итоге позитивно сказывается на результатах индивидуальной работы.

Кирилл Черенков, основатель мобильного диджей-бара SPACE BAR

 

Среда для малого и среднего бизнеса в России становится все более агрессивной в период кризиса. Государство стремится усилить налоговое бремя и вносит на рассмотрение новые поправки, общий спрос на услуги снижается из-за низкой потребительской активности наших граждан. Буду оптимистом, были времена хуже, и мы научились находить пути для собственного развития. К примеру, этот период способствует поиску новых валютных финансовых потоков. Для этого мы планируем открытие европейского представительства. Кроме того, кризис подтолкнул нас к еще более детальному рассмотрению вопроса процессов и внутреннего устройства бизнеса. Позволил нам пересмотреть некоторые бизнес-процессы: мы думаем, оптимизировать их или вовсе упразднить. Сократили горизонт планирования и постарались усилить работу над продуктом, чтобы после 3–5 лет кризиса выйти на принципиально другой уровень развития. Мы гибки и принимаем решение оперативно, так как управляющая команда постоянно задействована в процессе. Мы агрессивны и голодны, так как у нас нет гарантированного глобального контракта. Каждый проект является для нас приоритетным. Доверие больших клиентов мотивирует команду делать поистине интересные рекламные кампании и предлагать то, во что они верят.

Трудные времена  – возможность взглянуть на бизнес по-новому и сосредоточиться на продукте. Если вы этого не хотите, вас подтолкнет к этому рынок  – станет сложнее продавать, удерживать существующих клиентов. К сожалению, история российского мелкого и среднего бизнеса насчитывает всего 20 лет. Но и за это время мы успели увидеть и «жирные» годы и трудные времена. Циклы были такими короткими, что за двумя–тремя годами расцвета нас ждал очередной кризис. Это научило нас всегда ждать подвоха и жить в режиме «если завтра война».

Павел Таргашин, директор по продажам агентства Fistashki

 

Валидольные скачки нефтяных котировок и, как следствие, курсов валют радикальным образом повлияли на большинство сфер предпринимательства. Рынки недвижимости, строительства и проектирования не остались в стороне. Паника на фондовых фронтах буквально парализовала деятельность инвесторов. Сырые проекты заморозили, многие стройки встали в ожидании стабилизации экономики. Необходимо было в срочном порядке просчитывать проекты в соответствии с произошедшими и потенциальными изменениями в будущем. Мы пошли на принципиальные шаги. В первую волну перераспредели постоянные расходы, переосмыслили приоритеты. Так, мы съехали с насиженного места, освободили наш офис. Прошли стадию пребывания в коворкинг-пространстве и остановились на варианте подселения. Теперь мы снимаем в аренду часть офисного помещения у более крупной компании, деля при этом расходы на обслуживание. Безусловно, подобная схема может быть интересна среднему бизнесу, вынужденному произвести сокращения в своих рядах. Что касается персонала, в ходе естественной ротации сотрудников на место уходящих «по собственному желанию» приходят аутсорс-специалисты.

За полгода на рынке труда в сфере проектирования появились тысячи специалистов, некогда занятых на проектах, которые внезапно потеряли свою рентабельность. В условиях увеличившейся конкуренции стоимость проектных услуг снизилась в рублевом эквиваленте на всех уровнях: от оплаты труда сотрудника за условный час работы до стоимости полного пакета рабочей документации. Сохранится ли такой же подход в «жирные» годы, сказать довольно сложно, так как по факту пару лет назад наблюдался острый дефицит квалифицированных кадров, получается, что все были при деле. А значит, надо не прощелкать момент разгона рынка для упаковки команды, предназначенной решать задачи в более интенсивном темпе.

Сергей Емельянов, генеральный директор Проектно- конструкторского бюро «ЛИБРА»

 

Многие компании в кризис начали экономить на качестве своей продукции. Это мы замечаем почти повсеместно и это, конечно, путь в никуда. Потребителя невозможно обмануть, в кризис он стал еще избирательнее, и все лавры сейчас достанутся тем, кто останется на рынке и будет продолжать «делать качество».

В кризис стало сложнее работать, но это лишь стимулирует нас искать новые каналы дистрибуции, а также расширять предлагаемые позиции. Мы поняли, что в кризис та аудитория, которая ела только в ресторанах, частично начала питаться дома, и мы предложили им готовить блюда ресторанного качества дома. Также мы ввели новую категорию «завтраки», что увеличило наш средний чек и оборот при том же размере клиентской базы. Все начали считать деньги. Больше думать о конверсии, а не о мифическом PR. Настоящий период лишь стимулирует предпринимателей стать более продуктивными и маржинальными. Поэтому я не вижу в этом ничего плохого. Всегда в кризис кто-то заканчивает свое выступление, и их занавес закрывается, а кто-то продолжает свое выступление и срывает овации.

Алексей Поликарпов, сo-founder «Нужен ужин»

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Мужчины чаще готовы платить за работу по дому, а женщины — вкладываться в образование и спорт

 

#, ,
экономика и бизнес

Аналитики назвали самые надежные банки в России

 

#, ,