журнал стратегия

#журнал стратегия

Толпа с картонными стаканчи­ками

Кофе с собой — самый модный бизнес для новичков. Как он устроен?

Спустя двести лет кофе из любимца аристократии превратился в близкий каждому сублимированный напиток, баночка которого есть в каждом доме и офисе, и даже стал доступным настоящим ценителям, которые все чаще покупают кофемашины домой, чтобы насладиться натуральным вкусом этих удивительных зерен.

В последние годы кофе переходит в разряд уличных напитков, купленных на бегу и выпитых в общественном транспорте. И уже все меньше обращаешь внимание на толпы студентов, офисных работников и туристов с картонными стаканчиками в руках, потому что нет-нет и сам забежишь в кофейню известной или не очень сети в формате «моно» или «кофе с собой». Удобно!

Даже статистика стала указывать на то, что последние пять лет в России происходит явный рост потребления кофе и снижение потребления чая. Эксперты полагают, что формат «кофе с собой» в ближайшей перспективе займет лидирующую позицию на рынке всех крупных городов страны, так как его аудитория растет за счет населения в возрасте 18–35 лет, в то время как трафик в классических кофейнях падает.

 

Пьют литрами

Агентство Knight Frank прогнозирует стабильный рост российского рынка в ближайшие десять лет. Сейчас, по оценкам экспертов, рынок кофеен РФ состоит из 5 тысяч заведений. Объем рынка оценивается в 130 млрд рублей с потенциалом в 1 трлн в будущем. Такой впечатляющий рост возможен, если до 2030 года не произойдет каких-то катаклизмов в экономике и не будет затяжного ухудшения покупательской способности.

В одной только столице почти 2 тысячи монокофеен и кофе-баров. Агентство оценивало объем продаж в кофейнях Москвы в 30 млрд рублей в 2018 году, в первую пятерку которых входили Starbucks, Coffeeport, «Даблби», «Правда кофе», Dunkin’ Donuts. При этом в Knight Frank уверены, что через десять лет столица будет выпивать кофе на 120 млрд в год.

Эксперты указывают, что в России в целом для этого бизнеса большой потенциал, так как в стране все еще мало пьют кофе по сравнению с другими странами. Например, в Финляндии и Швеции в год его выпивают 200 л на человека, в США — 100 л. А в России лишь 21 л (41 л в Москве).

Соответственно, этот бизнес выглядит весьма привлекательным. Причем открыть точку «кофе с собой» уж явно проще, чем поддерживать на плаву целую кофейню.

Главное — проходимость

Если идет такой бум на кофе с собой, выгодно ли прямо сейчас открывать монокофейню в городе, где эспрессо и американо наливают уже из любой замочной скважины?

Смеем немного охладить ваш пыл, если вы считаете, что будете получать миллионные доходы. Средняя ежемесячная прибыль одной точки редко превышает 100 тысяч рублей, обычно доход составляет от 40 до 80 тысяч. Такой размер прибыли с одной монокофейни объясняется тем, что большая часть выручки идет на оплату аренды, хотя себестоимость чашечки кофе и составляет 30-40% от цены. И чтобы окупить все затраты на расходные материалы, точке нужно продавать от 30 до 60 чашек в день.

И только после этого количества каждая следующая проданная чашка будет приносить 60–70% чистой прибыли. И сразу нужно отметить основную целевую аудиторию «кофе с собой». На сегодняшний день это молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет (студенты, молодые специалисты, менеджеры низшего звена). Они ценят низкие цены, приветливое обслуживание и оперативность.

Неплохо выбрать место для такой кофейни недалеко от вузов и офисных зданий. Именно количество проходящих мимо людей и является залогом успеха точки «кофе с собой».

Окупается за год

Если вас не смущают риски и трудности и вы все же решаетесь открыть свой coffee point, то хорошая новость в том, что открытие точки можно считать бизнесом с небольшими вложениями.

По опыту предпринимателей, уложиться можно в 200–400 тысяч рублей. Запланируйте траты на хорошую кофемашину — без нее в этом бизнесе делать нечего. Качественное оборудование стоит от 150 тысяч рублей. А если у вас пока нет таких денег, но работать на профессиональной технике все-таки для вас важно, то на выручку приходит аренда оборудования, которую предоставляют поставщики кофейных зерен при условии закупки определенного объема кофе именно у них. Обычно они же консультируют, обеспечивают обслуживание и ремонт техники. Тем не менее даже в случае бесплатной аренды многие компании требуют платеж — от 20 до 50 тысяч рублей.

Основные вложения уйдут у вас на покупку торговой стойки, информационной доски с меню, барного холодильника, кофемашины, на оплату водоснабжения, кассовое оборудование, форму для персонала и расходные материалы (кофе, сахар, сливки, молоко, одноразовая посуда, салфетки). Окупаемость подобного бизнеса, по разным оценкам, составляет от 8 до 12 месяцев.

Есть хороший вариант открыть сразу несколько точек с кофе. В этом случае добиться реальной прибыли можно с 3–4 точками. Более того, расположенные в разных местах точки будут уравновешивать общую выручку.

И, открывая такой бизнес, нужно помнить, что именно постоянные клиенты обеспечивают стабильную выручку. А постоянными они станут, когда им понравится ваш кофе.

Если мечта открыть собственную кофейню не отпускает вас, то дерзайте. Пожелаем вам удачи, вкуснейшего кофе и постоянных клиентов! Как известно, если вкладываешь в бизнес душу и силы, то все непременно получается.

Напиток царей

В 1697 году Петр I во время своей поездки в Голландию пристрастился к кофе. Этот напиток тогда продавали в аптеках и приписывали ему удивительные лечебные свойства: «...осушает любой насморк и излечивает простуду, укрепляет печень, облегчает сердце и жизненно важное биение такового».

Вернувшись на родину, Петр издал указ, повелевающий всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях. Бояре за покупкой кофе отправлялись в специальные кофейные дома, которых в Петербурге к 1724 году насчитывалось 15.

Затем и императрица Анна Иоанновна, и Екатерина II объявили кофе любимым напитком и издавали указы об открытии кофеен.

Любопытно, но неприязнь у простого населения к кофе сохранилась вплоть до войны 1812 года. И только когда русские войска вошли в Европу и увидели, что кофе пьют практически все европейцы, мода на него прочно заняла позиции в России, а позже в Москве пить кофе предпочитала вся творческая интеллигенция. Его обожали в среде художников, литераторов и актеров.

Анна Журавлева

Фото: Shutterstock

12.03.2020
экономика и бизнес

Цифровизация производства: уроки пандемии

#
экономика и бизнес

Джордан Белфорт: «Людям должно быть круто у вас в компании»

#
экономика и бизнес

Цифровизация производства: уроки пандемии

#
экономика и бизнес

Джордан Белфорт: «Людям должно быть круто у вас в компании»

#

No Banner to display

анонсы
мероприятий