Богатые регионы могут «раскулачить»

 metal-dengi-rubli-monety
Правительство РФ предлагает перераспределить часть региональных сборов налога на прибыль в пользу наименее обеспеченных субъектов РФ. Это стало известно из документа «Основы государственной политики регионального развития до 2025 года», который будет представлен на рассмотрение президенту.

16 сентября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака правительство предложило механизм перераспределения части налога на прибыль. Сейчас ставка налога составляет 20%, из них 2% закреплены за федеральным бюджетом, остальное – за регионами. Основная идея предложения в том, что для сокращения разрыва в уровне жизни регионов необходимо на три года централизовать в федеральный бюджет 1% ставки налога из региональных 18%. Таким способом правительство планирует получить 117 млрд рублей, 84 млрд из которых уйдет на дополнительные дотации бедным субъектам, 20 млрд – на развитие динамично развивающихся регионов в виде грантов за высокие темпы роста регионального налогового потенциала, 13 млрд рублей центр оставит себе – эта сумма компенсирует выпадающие доходы регионов.

По мнению кабмина, в условиях острой нехватки госдоходов распределение налога в пользу «бедных» должно побудить местные власти развивать экономику, больше зарабатывать и впоследствии сократить значительный разрыв в уровне жизни регионов.

Разница в темпах развития субъектов на фоне кризисных явлений последних лет только увеличивается. На это влияет ряд факторов: снижение доли трансфертов из федерального бюджета регионам, девальвация рубля, благодаря которой растут доходы только экспортно ориентированных регионов.

Так, по информации пресс-службы Кремля, доходы пяти самых богатых российских регионов более чем в 40 раз превышают доходы пяти самых бедных. Также, по данным Аналитического кредитного рейтингового агентства, средний доход бюджетов на душу населения в богатых регионах составляет 60,3 тысячи рублей, в «бедных» – 14,6 тысяч рублей.

В числе самых менее обеспеченных территорий Пензенская, Курганская, Астраханская, Ивановская, Саратовская, Кировская области, Ставропольский край. По мнению экспертов, объективно предпосылок для самостоятельного развития у «беднейших» регионов нет. Один из основополагающих факторов для экономического роста – природные богатства и географическое положение – изменить или улучшить практически невозможно. Именно поэтому северные территории, богатые нефтью и газом, живут гораздо лучше остальных.

На фоне этого передел налогов в пользу «бедных» кажется целесообразным, но тем не менее, у него есть множество подводных камней. Так, в интервью старшего юриста BGP Litigation Дениса Савина ИА REGNUM отмечено, что «перераспределение доходов от налога на прибыль между бюджетами субъектов представляется недальновидной стратегией со стороны Правительства РФ». «Вливание денег» в конечном счете может лишить мотивации регионов развиваться за счет собственных ресурсов и возможностей, стимулировать производство.

Изменения в распределении налогов, по данным финансовых аналитиков, вполне закономерно могут привести к истощению доходов богатых регионов, за чей счет планируется воплощать инициативу. В числе этих регионов Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, ХМАО, Тюменская область и Сахалин. В частности, столичные власти не поддерживают предложения: согласно данным Федерального казначейства, по итогам семи месяцев года из 1,451 трлн рублей всех сборов налога на прибыль более четверти (368 млрд) приходилось на Москву.

В правительстве Тюменской области инициатива также вызвала много вопросов. Подсчеты финансистов указывают: только Тюменской области придется отдать из бюджета 4,6 млрд рублей. По словам депутата тюменской думы Владимира Майера, если эта мера станет «удочкой» для Курганской области, идея имеет смысл, в ином случае это лишь приведет к необходимости обеспеченных регионов менять стратегию. Как, собственно, и произошло в 2010 году, когда был централизован налог на добычу полезных ископаемых и область потеряла треть бюджетных доходов. Региональное правительство было вынужденно разрабатывать программы, повышающие предпринимательскую активность, взяло курс на инвестиционный рост и начало переход от нефтезависимой модели формирования доходов к индустриальной.

«Бедные» регионы необходимо «учить рыбачить», – считает представитель BGP Litigation Денис Савин, – нужно привлекать команды, которые будут выстраивать стратегию развития субъекта, увеличивать доходы и сокращать неэффективные траты». «Если приучить регионы к дотациям, это не станет стимулом к развитию, а лишь привьет «менталитет льготников», – цитирует Савина ИА REGNUM.

Новости по теме: