Управленец в медицине: врач или менеджер?

Аналитики и эксперты сферы здравоохранения обсудили на Гайдаровском форуме — 2015 профессиональные компетенции и личные качества, которыми должен обладать руководитель медицинского учреждения.

Эксперты: Дмитрий Буташин, Вероника Скворцова, Елена Яшина

d kk  ghh

Мастер делового администрирования

В современной России значимость приобретает повышение качества управления в здравоохранении. Как отмечают в Росминздраве, это связано с новыми процессами в этой сфере. Речь идет, во–первых, об увеличении количества государственных финансовых ресурсов, которые направлены на реализацию программы госгарантий; во–вторых, о необходимости существенного повышения эффективности расходования государственных средств; в–третьих, о реорганизации финансовых потоков и формировании преимущественно одноканального финансирования в системе здравоохранения. «2015 год — это первый год, когда страховые взносы за неработающее население уплачиваются фактически по полному тарифу, то есть мы вышли на запланированный расчетный показатель — 1,5 триллиона рублей, — отмечает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. — Впервые мы переходим на единую тарифную систему для всей страны, на единые способы оплаты медпомощи, ориентированные на результат, и впервые переходим к новой структуре формирования фонда оплаты труда. Все эти процессы требуют существенного пересмотра подготовки тех кадров, которые будут заниматься администрированием в медицине». За последние три года в Российской Федерации практически в три раза (с 7 до 21%) увеличилось число частных организаций, работающих в рамках программы государственных гарантий, причем эксперты отмечают, что в дальнейшем этот тренд будет развиваться. «В связи с этим необходимость формирования национальной, а не государственной, системы здравоохранения, включающей разные сегменты, в том числе развития государственно–частного партнерства, тоже требует отдельных компетенций в управлении и администрировании», — говорит Вероника Скворцова. Традиционная программа подготовки управленческих кадров для здравоохранения существует со времен Советского Союза, подготовкой главных врачей в Российской Федерации занимаются более 80 кафедр медицинских вузов. При этом постепенно запускаются и параллельные учебные программы — уже на базе немедицинского образования, в частности, «мастер делового администрирования». Сведение профильных и экономических компетенций в единый пакет требует значимого пересмотра образовательных программ, отмечают эксперты. Минздрав РФ уже разработал проект профессионального стандарта «Менеджер в системе здравоохранения», опирающийся на наиболее значимые точки формирования будущего специалиста. Документ предполагает защиту диплома по ведению финансово–экономических операций в том заведении, где работает главный врач.

Трудности перевода

Кроме понимания экономических тонкостей, управленцам в здравоохранении зачастую не хватает знания правовых аспектов, отмечает Елена Яшина, шесть лет проработавшая руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения «Клиническая больница» Управления делами Президента Российской Федерации. Действующее законодательство динамично меняется, причем перемены происходят так быстро, что, отучившись по одной программе в начале года, к его окончанию специалист может уже не обладать необходимыми компетенциями. «Каждый специалист трактует закон, постановление, подзаконный акт, как считает нужным, иногда эти трактовки не совпадают. Мне кажется, что краткосрочные программы управления должны быть так точно выверены, чтобы даже если есть какой–то системный огрех, то он по всем вузам после дипломов пройдет одинаково, чтобы мы понимали, где может быть допущена неточность», — говорит Елена Яшина. Главврачи сталкиваются не только с экономическими сложностями. Так, одной из важнейших проблем является принятие решения, связанного с тяжелобольными: при поступлении такого пациента главный врач оказывается перед дилеммой, так как ему грозит уголовная ответственность либо за неоказание медицинской помощи, либо за перерасходование бюджета. В медицинские стандарты входит только 1–2 дня содержания «тяжелого» больного в реанимации. «Медицина — это очень сложные вопросы. Иногда экономика, к сожалению, не дает на них ответов», — замечает Елена Яшина. Поэтому эксперт предлагает внести в образовательную часть направления, связанные с новыми источниками финансирования медучреждений, в частности, с эндаумент–фондами. В качестве одного из вариантов решения проблемы совмещения компетенций разного уровня эксперты рассматривают разделение обязанностей между разными специалистами. «Если будет хороший главврач, и у него великолепный экономист или менеджер — отлично, если они найдут общий язык», — отмечает Елена Яшина. При этом стоит помнить, что в советский период при устойчивом финансировании сферы здравоохранения главный врач был самым сильным специалистом в учреждении, как правило, он вырастал из рядов сотрудников медицинской организации, которую впоследствии возглавлял. Вопрос, сможет ли экономист снискать авторитет у представителей врачебного сообщества, остается открытым.

Понять полученный ответ

С 2011 года в рамках программы для управленцев в здравоохранении и образовании Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ совместно с Росминздравом и Министерством экономики РФ подготовила более 6,5 тысяч главных врачей больниц и их заместителей из всех 85 субъектов страны, включая два крымских региона. На основе такой широкой выборки Академии удалось выявить основные компетенции, которых не хватает управленцам. «В начале программы было понимание, что дефицит управленческих компетенций у руководителей учреждений здравоохранения очень высокий. Мы постарались заложить в программу, по крайней мере, основные направления, которые стоят перед главным врачом», — рассказал проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин. По его словам, наиболее болезненными точками для менеджеров в здравоохранении ожидаемо стали управление финансово–экономическим блоком и качеством оказания услуг. «Есть еще две вещи, которые четко показала программа: это командообразование — умение сформировать команду для достижения результата и управление проектами — умение организовать работу, реализовать, оценить результат, — добавил он. — Эти вещи очень ярко были видны у всех представителей медицинских учреждений. Мы как раз и старались в ходе программы компетенции, связанные с проектом и умением работать в команде, помимо прочих, дать достаточно основательно». С такой точки зрения, руководитель учреждения здравоохранения — это профессиональный врач, который имеет способность к управлению. «Это человек, который может организовать работу, поставить задачу правильно, он знает, что спросить и понимает ответ, который ему дают», — подчеркивает эксперт. В случае же, если руководитель медицинского учреждения не врач, а экономист или «чистый» управленец, возникает риск, что он может неправильно трактовать полученную от своих сотрудников информацию, а значит — принять неверное решение. «С моей точки зрения, легче и правильнее последовательно дать 26 компетенций главному врачу, нежели попытаться специалисту из другой сферы, управленцу или экономисту, привить понимание того, что такое медицинское учреждение, чтобы он пропитался заботой о пациенте», — говорит Дмитрий Буташин. Для того же, чтобы исключить практику перевоспитания хорошего врача в плохого управленца, в программу подготовки кадров для здравоохранения должна быть включена и непосредственная оценка способностей к получению необходимых компетенций, подчеркивает проректор РАНХиГС.

Автор: Дарья Бурова

Категория: Государство

Новости по теме: