журнал стратегия

#журнал стратегия

Газомоторное топливо

gasПовестка модернизации современной энергетической инфраструктуры определена вопросами повышения эффективности использования энергоресурсов, удешевления транспортных перевозок, улучшения экологической ситуации. Одной из действенных мер решения данной задачи может стать расширение применения газа в качестве моторного топлива.

Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый еще в 2009 году, устанавливает общие направления политики государства по повышению национальной энергетической эффективности. При принятии закона главное, на что обратили внимание эксперты и бизнес-сообщество, – это конкретные нормы пункта 8 статьи 10 Федерального закона о запрете на оборот ламп накаливания (с 2011 года мощностью 100 Вт, с 2013 года – 75 Вт и более, а с 2014 года – 25 Вт), при применении которых лишь 5% электроэнергии переходит в свет, остальное – в не нужное в данном случае тепло. Данная мера была принята вслед за странами Европейского Союза и направлена на повышение энергоэффективности. Тем самым стимулируется переход на галогенные, компактные люминесцентные, индукционные и светодиодные лампы. Другие положения данного Закона представляют собой либо декларации, либо отсылают к нормативным актам органов исполнительной власти. В частности, интересующая нас статья 14 данного ФЗ («повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований») указывает только на то, что они должны двигаться в правильном направлении – ни сроков достижения, ни критериев энергоэффективности, ни санкций за их недостижение она не предусматривает. Так, в ней определено требование

«…увеличения количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее – газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения». Те регионы, которые располагают значительными средствами – будь то Москва или Тюменская область, – использовали этот Закон для закупок общественного транспорта на газовом топливе, но большинство субъектов и, тем более, муниципалитетов таких возможностей не имеют.

13 мая 2013 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости форсированного перевода общественного транспорта на газомоторное топливо. Из распоряжения Правительства РФ следует: к 2020 году половина парка общественного транспорта в городах с населением свыше миллиона человек перейдут на газ, в населенных пунктах численностью менее 100 тысяч человек на газ будет переведено от 10 до 30% автопарка. Президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу и предложил стимулировать перевод транспорта на газ с помощью льгот для покупателей такой техники. Однако на данный момент конкретных решений по данному вопросу не принято. Заправка газовым топливом включена в минимальный перечень услуг, оказываемых заправочными станциями, при этом никаких санкций за несоблюдение данного требования не предусмотрено.

Преимущества автомобилей на газомоторном топливе хорошо известны. В первую очередь, это его дешевизна по сравнению с бензином и дизельным топливом. Даже сейчас в России, при неразвитом рынке, экономия при покупке метана или пропан-бутана составляет порядка 15 рублей на литр, то есть примерно 50%. Оптовая дельта еще больше – оптовая цена ниже розничной не менее чем в три раза. Помимо этого, газовое топливо экологически чище, что очень актуально для крупных российских городов с высокой степенью загрязнения атмосферы, например, для Москвы.

Ситуация с автомобилями на газомоторном топливе напоминает замкнутый круг. Автомобиль нужен человеку для комфортного и свободного перемещения. Это означает, что заправки газовым топливом должны быть доступны повсеместно. Поскольку на сегодняшний день в России не существует сети таких заправочных станций, то необходимости в автомобиле на газомоторном топливе также не возникает, несмотря на дешевое топливо. Бизнес-сообщество и энергетические компании, в свою очередь, не будут финансировать строительство подобных заправок пока не появится значительное число газомоторного транспорта: ведь установка оборудования даже одного типа (для заправки метаном и пропан-бутаном нужно разное оборудование) по оценкам владельцев заправок повышает стоимость сырья примерно на четверть. И это без учета стоимости аренды дополнительного участка земли, весьма высокой в крупных городах. Есть еще ряд проблем: установка на автомобиле оборудования для газового топлива увеличивает его стоимость примерно на 100 тысяч рублей, что для среднего класса – основного покупателя автомобилей – является значительной разницей, окупаемой только при большом пробеге. Также при подобном переоборудовании автомобиля дилеры, как правило, снимают гарантию – то есть наблюдается рост реальных издержек. Недавняя ситуация с взрывом газового баллона в московском автобусе во время майских праздников в очередной раз подтвердила высокую степень опасности газового оборудования. В этой связи к его производству и эксплуатации необходимо предъявлять повышенные требования. При этом московская история, в которой ранения получили 2 человека, еще не самая трагичная – примерно в то же время в Пакистане взрыв газового баллона в автобусе унес жизни двух десятков человек. Неудивительно, что в настоящее время газовое топливо используется примерно 0,2% автомобилей и присутствует менее чем на 10% заправок (около 0,5% – заправка метаном и около 7% – пропан-бутаном). Подавляющее большинство использует пропан-бутан, являющийся продуктом добычи нефтяного попутного газа, резко нарастить объемы извлечения которого крайне затруднительно (в отличие от практически безграничных запасов метана). Согласно экспертной оценке Председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Виктора Зубкова достижение заявленного Дмитрием Медведевым показателя в 50% общественного транспорта на газомоторном топливе возможно не ранее 2030 года.

В целом направление перехода на газомоторное топливо общественного транспорта, который имеет гарантированный большой пробег, может послужить драйвером для развития заправочной инфраструктуры, необходимой и частному легковому, и грузовому транспорту. Это подтверждается примерами мировой практики: хотя больше всего автомобилей на газомоторном топливе используется в Китае, Иране, Индии, Пакистане, Бразилии, Аргентине – не самых богатых странах, США, Япония, Великобритания активно переводят общественный транспорт на газомоторное топливо. По оптимистичным прогнозам Министерства энергетики РФ, реально достичь роста автомобилей на газомоторном топливе с настоящего показателя в 100 тысяч автомобилей до 2,5 миллионов (в 25 раз), реализуя задачу перехода на газомоторное топливо примерно 50% автопарка в крупных городах и 30% – в небольших. По моему мнению, достижение подобных показателей представляется сомнительным – подобных соотношений в развитых странах нет. Но если сократить этот прогноз в три раза, то цифры могут показаться реалистичными. Скорость же их достижения зависит от введения льгот для автомобилей на газомоторном топливе (например, снижение или полная отмена транспортного налога) и готовности региональных бюджетов выделять средства на закупку новых единиц общественного транспорта, а также от желания ОАО «Газпром» и других нефтяных компаний инвестировать в заправочное оборудование. Кроме того, ключевым является вопрос об увеличении субсидий из федерального бюджета на приобретение общественного транспорта на газомоторном топливе, так как выделяемой на сегодняшний день суммы в 2,5 миллиона рублей на автобус недостаточно, что серьезно замедляет темпы реализации распоряжения Правительства РФ.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Аналитики: зарплаты россиян вдвое меньше дохода, нужного для ипотеки

 

#, , ,
экономика и бизнес

Сервис «Подбор маркетплейсов» на «Моем экспорте» расширяет горизонты для российских экспортеров

 

#, ,