«Тотальная» проверка

allЖелающие уже в тринадцатый раз написали «Тотальный диктант». Ежегодная образовательная акция собрала более 150 тысяч человек во всем мире.

В этой акции важнее всего ее происхождение. Это народ сам себе, снизу поставил задачу по преодолению собственной неграмотности. Он сам стал сопротивляться всеобщему оболваниванию, он сам придумал себе такое интеллектуальное развлечение. Хочется сказать словами Пастернака: «Он нам не навязан никем». Это наша собственная самопроверка – поэтому это так весело.

Дмитрий Быков, писатель

 

Диктант показал, что простыми для написания являются те правила, которые отрабатываются в школе. Например, слово «искусство» встретилось во всех трех частях диктанта, и участники практически не писали его с ошибками. Это показывает, что отработка в школе правил написания слов для запоминания, которые даются в рамочках, поставлена эффективно, и школа с этим справляется. То же самое со словом «впоследствии».

Во всех частях диктанта была прямая речь, где слова автора были внутри, и здесь неожиданно для нас появилось большое количество ошибок. Нам казалось, что правило очень хорошо отработано в школе, но такой чуть нетривиальный момент, когда прямая речь обрамляет слова автора, привел к тому, что внутренние знаки пунктуации вызвали у людей проблемы.

Наталья Кошкарева, председатель экспертной комиссии акции, филолог 

 

Это очень интересный проект и действительно для каждого человека, в том числе и для тех, кто давно закончил школу — как я, например. Я бы с удовольствием написал. По-моему, писать интереснее, чем диктовать. Поэтому в следующем году обязательно буду писать.

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ

 

Мне кажется, помимо того, чтобы рассказывать, как и в чем ходить на мероприятия и как выглядеть модно и стильно, пришло время объяснять людям, что неплохо бы заниматься русским языком, правильно разговаривать, быть вежливыми.

Владислав Лисовец, стилист

 

Сегодня в одно и то же время в разных городах, в разных странах собираются незнакомые люди только с одной целью — чтобы получить огромное удовольствие от диктанта, может быть, для того, чтобы вспомнить школьные годы, чтобы ещё раз поволноваться. Получите огромное удовольствие от этого удивительно красивого, сказочного и богатого русского языка.

Сергей Нарышкин, председатель Государственной думы 

 

Мне очень понравилось это (диктовать текст для участников), я считаю, замечательное дело, и, может быть, в противовес моему полному тезке, или почти полному, Владимиру Владимировичу, я считал бы, что национальная идея была бы грамотно писать всем, и думаю, что в этом был бы патриотизм. На мой взгляд, грамотно писать — это отражение множества вещей: общей культуры, развития, владения собственным языком, — которые можно даже назвать патриотизмом. Я плохо представляю патриота, который не умеет писать на своем языке.

Владимир Познер, телеведущий

 

Диктант не должен констатировать какой-то уровень грамотности. Диктант — это возможность каждому человеку выявить свои пробелы и затем получить какую-то мотивацию, чтобы заниматься повышением уровня своей грамотности. Например, посмотреть онлайн-занятия, полистать справочник, походить на курсы, чтобы в следующий раз написать грамотнее. Поскольку у нас автором был детский писатель в этом году, конечно же, многие наши городские координаторы отмечают, что диктант стал семейным мероприятием, многие приходили родители с детьми и писали целыми поколениями «Тотальный диктант». В два раза практически выросло количество участников за рубежом — это тоже позитивная тенденция. Кроме того, у нас был в этом году организован специальный тест для иностранцев, изучающих русский язык, которым не позволяет еще уровень владения русским языком написать диктант, они писали небольшой тест. Тоже больше 1 тыс. человек такой тест написали. Надеемся, что в следующем году они получат мотивацию к изучению русского языка уже на таком уровне, чтобы написать и сам диктант.

Ольга Ребковец, организатор акции

 

Текст был взят готовый из нашей общей книжки с моим соавтором Алексеем Дмитриевым. Изначально текст назывался «Этот древний, древний, древний мир. Уроки истории». Это развлекательная книжка, которая никогда не публиковалась. Когда мне предложили участвовать в проекте, я растерялся. У меня книжки довольно простые и считаю, что любой ученик 2-3 класса вполне по ним может написать диктант. Я сказал, что я неподходящий для этого человек, но экспертный совет и все остальные были настойчивыми, и в результате нам удалось найти текст, из которого можно было сделать что-то подходящее для диктанта.

Андрей Усачев, автор текста, детский писатель 

 

Когда мы становимся взрослыми, наше бытие уже подчинено нашей работе — и все. А все остальное — это дополнительные опции. Но есть вещи базовые – к ним относится грамотность. Поэтому диктант — это back to basics, это возврат к тому, что должен знать любой грамотный человек о своем языке.

Яна Чурикова, телеведущая

 

Я сужу по своим студентам. У меня такое впечатление, что к нам приходят студенты грамотнее, чем это было, например, четыре-пять лет назад, потому что мы обычно даем всегда такой «диагностический» диктант. Нужно сказать, что кривая результатов не идет вниз: она несколько лет была на одном уровне у нас, а сейчас пошла вверх.

Михаил Штудинер, доцент кафедры стилистики факультета журналистики МГУ, автор «Словаря образцового русского ударения» 

Категория: Новости, Статьи

Новости по теме: