журнал стратегия

#журнал стратегия

ТТИП: Russia out?

Strategy_21_v8_fullxt-63

Инициативы по созданию трансатлантической зоны свободной торговли высказывались еще с 1990-х годов. Для поддержки подобных идей при участии Вашингтона и Брюсселя в 1995–2007 годах был создан ряд консультативных структур. Во что вылилось это взаимодействие сегодня?

Бизнесмены и эксперты, входящие в Трансатлантический бизнес-диалог, Трансатлантическое экономическое партнерство и Трансатлантический экономический совет, выступали в поддержку экономического сближения ЕС и США, предлагая его конкретные форматы. В итоге на основании рекомендаций группы высокопоставленных экспертов 12 февраля 2013 года президент США Барак Обама заявил о необходимости начала диалога о широкомасштабном торговом соглашении с Европой. Что характерно, если европейцы опубликовали директивы, которые получила их делегация, США только заявили о задачах, стоящих перед их переговорщиками, не уточнив многих деталей. К настоящему времени над различными аспектами соглашения работают 24 комиссии, цель которых принять единую концепцию по каждому пункту.

 icons-20 Переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) между Советом Европейского союза и Белым домом начались в июне 2013 года

Американские представители в своих выступлениях неоднократно признавали, что одним из ключевых аспектов Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) является решение проблемы разных норм и стандартов в ЕС и США. Особое внимание Белый дом уделяет стандартам безопасности и экологичности автотранспорта, продовольственным стандартам, регулирующим использование ГМО, гормонов, различных видов удобрений, защите интересов американских фармацевтических компаний, сталкивающихся с жесткой системой европейской сертификации и проверки эффективности лекарств и вместе с тем зачастую сталкивающихся с нарушением их интеллектуальных прав в Европе.

Европа, в свою очередь, добивается в рамках ТТИП облегчения доступа к американскому рынку государственных заказов и снятия запрета на экспорт нефти из США. Это позволит Брюсселю снизить энергетическую зависимость от России. Кроме того, последнее должно способствовать некоторому снижению цен на энергоресурсы, что также крайне выгодно для европейской экономики.

Еще одним важным аспектом ТТИП является создание механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ) — международного арбитража, который позволит корпорациям напрямую судиться с государством в случае нарушения последним каких-либо норм ТТИП. По мнению инициаторов ТТИП, это существенно ускорит решение любых споров между иностранными инвесторами и странами, где размещены их средства, и будет способствовать правовой защищенности бизнеса. В частности, УСИГ позволит создать схему получения компенсации не только при экспроприации либо национализации бизнеса, но и в случае появления новых национальных законодательных актов, препятствующих ведению бизнеса иностранными инвесторами в той или иной сфере либо снижающих его прибыльность. К примеру, если национальные власти примут очередной закон об ограничении табакокурения, это позволит табачным корпорациям потребовать от них компенсацию через инструменты УСИГ.

Создание ТТИП является крайне трудоемким процессом. Так, рабочим группам необходимо подготовить предложения по унификации большого числа стандартов в различных сферах, что требует привлечения многих экспертов, создания баз данных и детальных переговоров по многочисленным позициям. Кроме того, у стран — членов ЕС нет консолидированной позиции на переговорах: многие из них выдвигают дополнительные условия и требуют вывести различные сферы бизнеса из-под действия будущего соглашения о ТТИП.

Так, Болгария потребовала обсудить в ходе переговоров о ТТИП вопрос визового урегулирования между Брюсселем и Вашингтоном, которое в настоящее время не предусматривает возможностей для безвизового въезда в США граждан Болгарии и ряда других стран — новых членов ЕС. Франция настаивает на отдельных переговорах по аудио- и видеоуслугам.

Во Франции и Германии возникли дискуссии с требованиями внести в соглашение о ТТИП правила об использовании «защищенного обозначения происхождения», которое защитит производителей таких региональных продуктов, как сыр Пармезан, нюрнбергские колбаски и т. д. Кроме того, представители ведущих держав ЕС настойчиво выступают в защиту своего рынка от ГМО-продуктов и мяса животных, выращенных с использованием гормонов. В частности, французский министр торговли Николь Брик еще в феврале 2013 года заявила, что если интересы Франции в области сельского хозяйства не будут соблюдены, Париж заблокирует создание ТТИП. В то же время так называемые «младоевропейцы» не высказывают решительных возражений по данному вопросу.

Отдельным камнем преткновения является вопрос о регулировании финансовых рынков, который, скорее всего, не будет включен в соглашение. Это связано с принятым в 2010 году в США законом Додда–Франка, пересматривать который ради европейских партнеров Вашингтон не готов.

Сейчас переговоры о ТТИП ведутся в закрытом режиме, а части проекта соглашения попадали в СМИ только благодаря утечке информации, что вызывает большую обеспокоенность среди жителей ЕС. Европейской инициативной группой даже создан сайт: stop-ttip.org, на котором на 11 ноября собрано более 3 млн 280 тысяч подписей против создания Партнерства. Наибольшую озабоченность европейцев вызывают закрытость переговоров и отсутствие информации об участии в них представителей транснациональных корпораций, исходящая от УСИГ угроза национальному суверенитету, фактически лишающая государства возможности самостоятельно регулировать сферу деятельности крупных корпораций. Также их волнует неизбежность изменения европейских законов о труде в сторону снижения прав наемных работников, так как американское трудовое законодательство значительно меньше социально ориентировано, чем европейское. Кроме того, противники ТТИП отмечают, что создание Партнерства приведет к падению качества пищевой продукции, лекарств, косметики и медицинских услуг, стандарты которых в США гораздо ниже, чем в ЕС.

 icons-21 Снятие нетарифных барьеров, по мнению аналитиков Европейской комиссии, внесет основной вклад — около 80% — в дополнительное увеличение роста европейского ВВП к 2027 годуна 0,5%, что станет возможным благодаря введению ТТИП

Противники ТТИП проводят и собственные экономические исследования, показывающие, что соглашение о Партнерстве в течение ближайших 10 лет приведет в основном к негативным последствиям, в первую очередь к таким, как падение уровня жизни европейского населения, уменьшение государственных доходов, потери европейского нетто-экспорта. Изначально подписание соглашения о создании ТТИП ожидалось в конце 2014 года, затем оно было перенесено на 2015 год. Теперь стороны настроены менее оптимистично и рассчитывают успеть это сделать до президентских выборов в США, которые пройдут в ноябре 2016 года. Однако для вступления соглашения в силу оно должно быть одобрено всеми странами — членами ЕС в Совете министров Евросоюза и отдельно Европарламентом. При этом в ряде стран ЕС, в частности Франции, согласно их конституциям, для подобного одобрения необходима ратификация национальным парламентом.

Ратифицировать соглашение также должны будут обе палаты Конгресса. Таким образом, между подписанием соглашения о создании ТТИП и началом реальной работы Партнерства может пройти длительный срок. Вместе с тем администрация президента Обамы крайне заинтересована в подобном геополитическом успехе и, пользуясь практически безоговорочной поддержкой Германии, сможет обеспечить само подписание соглашения в достаточно сжатые сроки, скорее всего, до американских президентских выборов.

Чтобы ускорить процесс, американские переговорщики пойдут на незначительные уступки своим европейским коллегам, но едва ли согласятся на включение в договор  ТТИП статьи о регулировании финансовых рынков и открытии нефтяного рынка США для европейских потребителей.

Strategy_21_v8_fullxt-64

Хотя глава европейских переговорщиков Сесилия Мальмстрем уже не раз заявляла, что «Европа никуда не спешит», и отмечала, что к окончанию президентского срока Обамы будет готов только «костяк договора», который очень масштабен и включает большое число статей. Осложнение отношений ЕС—Россия всячески подталкивает Брюссель к скорейшему подписанию соглашения.

Таким образом, в настоящее время подписание соглашения о ТТИП носит в первую очередь политический характер. Даже если оно не будет ратифицировано всеми участниками, Вашингтон и Брюссель подадут заключение договора о Партнерстве как важную политическую победу, позволившую сблизить ЕС и США. При этом Обама выступит в роли лидера, создавшего за время своего правления две зоны свободной торговли, в Тихом океане и Атлантике, и фактически создавшего экономический бестарифный Pax Americana, с едиными стандартами и экономическим законодательством. Естественно, что этим американский лидер сохранит и расширит долларовую зону, наступление на которую попытались предпринять Китай и РФ.

Ограничения по безопасности

Цель создания ТТИП — избавление бизнеса от ограничительных барьеров. При этом если тарифные ставки США и ЕС друг для друга и так являются достаточно низкими — 3,5% и 5,2% — существует много правил, значительно осложняющих взаимный доступ на рынки товаров и услуг США и Европы. Наибольшую проблему это представляет для американского бизнеса, так как европейский рынок более зарегулирован из-за высокого уровня защиты потребителя. Многие товары и производственные процессы в ЕС нуждаются в научном подтверждении их безопасности. В США же это не обязательно в большинстве случаев. Так, в Европе до сих пор не началась добыча сланцевого газа, поскольку безопасность метода «разрыва пласта» документально не подтверждена европейскими учеными, а США, напротив, является лидером по его добыче. В связи с этим предполагается, что стороны выработают общие экологические стандарты, причем именно Брюсселю придется пойти на уступки, разрешив ввоз ряда товаров, производимых с использованием ГМО и пестицидов.

 

Для России экономические последствия создания ТТИП будут негативными, хотя и проявятся не сразу. Так, очевидно, что США и ЕС выработают единые стандарты продукции, соответствия которым будут требовать и от экспортеров третьих стран. При этом Москве, во-первых, будет сложнее предложить собственные стандарты даже своим давним партерам, которые станут ориентироваться на объединенные американо-европейские нормативы. Во-вторых, Россия окажется вынуждена пересмотреть свои отношения с европейскими поставщиками товаров, которые с течением времени перейдут на новые стандарты. Учитывая, что ряд стран Восточной Европы воспользуется возможностью снизить контроль над качеством продукции, это вызовет очередной этап торговых войн между Москвой и Брюсселем, обусловленный запретом на ввоз в РФ многочисленных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, которые не будут соответствовать российским санитарным требованиям. Соответственно, даже в случае взаимной отмены санкций российский рынок может оказаться закрытым для многих европейских товаров и де-факто санкционное противостояние сохранится.

Strategy_21_v8_fullxt-65

Кроме того, товарооборот США с Китаем (590 млрд долларов), Индией (67 млрд долларов), Бразилией (73 млрд долларов) и с ЮАР (14,5 млрд долларов) в разы превышает товарооборот России с этими странами (Китай — 88,1 млрд долларов; Индия — 9,5 млрд долларов; Бразилия — 5,7 млрд долларов; ЮАР — 1 млрд долларов). Естественно, партнеры России по БРИКС также будут в первую очередь предпринимать шаги, направленные на получение доступа на обновленный американо-европейский рынок с его стандартами, а уже потом задумываться об экономическом сотрудничестве с РФ. При этом американские корпорации за счет отмены тарифов и унификации стандартов смогут вытеснить страны БРИКС, включая Россию, из многих ниш европейской торговли. В частности, РФ будет окончательно вытеснена с рынка европейских минеральных удобрений. В перспективе же в Восточной Европе может начаться и разработка сланцевого газа, которую активно лоббируют американские компании, являющиеся передовыми в этой сфере. А это вызовет падение цен на российские энергоносители и сокращение поставок в ЕС. 

 icons-22 По прогнозам Центра исследований экономической политики, подготовленным по заказу Совета ЕС, результатом создания ТТИП по наиболее оптимистичному сценарию станет увеличение к 2027 году европейского экспорта на 225 млрд евро (5,11%), а американского — на 200 млрд евро (4,74%)

Очевидно, что если механизм ТТИП заработает, Москве придется пойти на унификацию с Западом торговых правил и стандартов, что не только будет означать своеобразную политическую победу США, но и может вынудить Россию принять аналогичные УСИГ-институты, которые позволят транснациональным корпорациям «играть по своим правилам» на территории РФ. Представляется маловероятным, чтобы соглашение о ТТИП вступило в реальную силу до конца следующего года, а главное, смогло бы так эффективно воздействовать на экономику США и Европы, как предполагают его инициаторы. Скорее всего, старт работы ТТИП выявит большое количество нерешенных противоречий между США и ЕС, которыми Россия сможет воспользоваться. Основной же «заслугой» проводников Партнерства станет сохранение долларовой зоны и укрепление политического влияния США в Европе.

анонсы
мероприятий
россия и мир

Россия намерена построить порты в Африке для развития экспорта

 

#, ,
россия и мир

Bloomberg: Вторая холодная война обостряется быстрее, чем первая

 

#, , ,