Нефинансовая отчетность компании: дань тренду или необходимость?
Включение ESG-принципов в деятельность компаний дает им гибкость, имиджевую и инвестиционную привлекательность, способность адаптироваться к внешним вызовам, более эффективно управлять рисками. Постепенно ESG-факторы начинают выступать одной из составляющих риск-профиля компании. Об этом рассуждает руководитель аналитического агентства DataPoint Наталья Лось.
Готовить отчетность или нет?
В отличие от строгих международных стандартов корпоративной финансовой отчетности, формат публикации которой довольно точно регулируется, требования к нефинансовой отчетности как на глобальном, так и на национальном уровнях различными документами определены в достаточно общих чертах.
Содержание нефинансовой отчетности в значительной степени определяется политиками и усилиями конкретной компании по реализации актуальной повестки в таких ESG-областях, как охрана окружающей среды, социальная сфера (в том числе работа с персоналом), уважение прав человека и противодействие коррупции.
В рамках современной парадигмы ответственности бизнеса позитивное влияние на перечисленные области играет сопоставимую роль с тем воздействием, которое компания оказывает на отрасль в рамках основной деятельности. Приоритизация вопросов устойчивого развития в рамках стратегии развития позволяет управлять социальными и экологическими рисками.
Субъекты корпоративного сектора, принимающие на себя обязательство раскрытия нефинансовой отчетности, находятся в фокусе общественного внимания. Поэтому раскрытие нефинансовой отчетности направлено на повышение прозрачности и доверия к компаниям, чему немало способствует выбор стандарта раскрытия.
Приверженность ESG-практикам предполагает нацеленность на реализацию практик бережливого производства, движение к углеродной нейтральности, открытости для инвесторов и общества в целом, а также внедрение в корпоративную среду лучших практик управления. Это позволяет компаниям привлекать «зеленые» инвестиции и кредиты по льготным ставкам, привязанным к реализации экологических проектов.
Последние два года в национальное регулирование внесены такие понятия, как «зеленые» и «социальные» облигации. Все чаще поднимаются вопросы о государственных мерах стимулирования внедрения, популяризации и продвижения соответствующих продуктов и проектов.
Как определиться со стандартом отчетности?
Выбор стандарта раскрытия данных может влиять на количество и тип нефинансовых показателей, которые будут выступать индикаторами воздействия и эффективности политики компании и ее деятельности в области ESG.
Полнота раскрытия показателей в рамках нефинансовой отчетности зависит от масштаба и характера деятельности компании, степени зрелости ее корпоративной культуры, а также видения роли социальной ответственности в рамках стратегии развития.
Отчеты должны содержать информацию о подходах и практиках компании в отношении основных аспектов социальной ответственности и устойчивого развития. Особенно важно, учитывает ли компания в своей политике и деятельности проблемы и задачи, связанные со спецификой сектора, в котором она ведет деятельность. Например, применяются ли методы обеспечения ответственных продаж в финансовом или фармацевтическом секторе, энергоэффективность в производственном секторе, либо управление воздействием на изменение климата и развитие альтернативных источников энергии в энергетической отрасли.
Сложности при подготовке нефинансовой отчетности?
-
— Отсутствие единых стандартов отчетности, которые заменят существующее многообразие подобных документов. Унификация стандартов — источник надежной и прозрачной информации.
-
— Отсутствие регулярно обновляемых директив для актуализации и согласованности нефинансовой информации, раскрываемой компаниями.
- — Недостаток экспертной поддержки для приоритизации тем и корректного раскрытия данных в соответствии со стандартами раскрытия.
Примеры нефинансовой отчетности можно посмотреть по ссылке.
Подготовили Н. Лось, Д. Прибыщук
Фото: Pixabay; Pexels; из личного архива Н. Лось
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
Россияне назвали топ-5 причин, по которым готовы задержаться на рабочем месте
мероприятий