Стартап спешит на помощь

1-21 копия

Российская крупная промышленность сегодня делится на две составляющие. Одна часть — заводы, оснащенные современными линиями, не требующими перманентной модернизации. Вторая — устаревшие производства, которые без внедрения новых технических решений становятся крайне неэффективными. Журнал Стратегия в сотрудничестве с РВК отобрал самые интересные стартапы акселератора GenerationS. 

Штучный образец

Наиль Якупов работает в Уфимском моторостроительном производственном объединении, а параллельно и в технопарке авиационных технологий, который занимается инжинирингом в системе производства. О потребности предприятий в недорогом оборудовании знает из собственного опыта, поэтому предложил использовать более дешевый способ изготовления штучных уникальных пресс-форм. Для того, чтобы сделать литейную деталь, нужна оснастка.

Сейчас на ее производство тратится много времени и финансов. Восковой модельный состав и технология 3D-печати, по мнению Наиля Якупова, серьезно снизят расходы бюджета предприятий и ускорят работу. Автор проекта и его команда предлагают технологию и аппаратно-программный комплекс (в целом это промышленный принтер), которые смогут печатать любые детали вне зависимости от габаритов и сложности.

1-20 копия

Спрос на 3D-принтер промышленного назначения, который используется для печати восковых моделей применительно к технологии литья по выплавляемым моделям, ожидаем от предприятий в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации. Серьезно заинтересованы в такого рода оборудовании предприятия машиностроения. В стране как минимум 100 крупных и около 1 000 средних и малых организаций с такими потребностями.

Наиль Якупов, директор ООО «Научно-производственное предприятие «Неовакс»

После выхода компании в финал акселератора GenerationS, организованного РВК, интерес к разработке, кроме родного УМПО, проявил рыбинский «НПО «Сатурн». Завод ждет создания опытно-промышленного прототипа, который по планам Наиля Якупова, будет готов к концу 2016 года. Сейчас ресурсами процесс обеспечен: проект получил 2 млн рублей дополнительного финансирования от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Старт».

При том что аналогичные технологии предлагают американские и немецкие компании, выход на российский рынок представляется идеологу проекта весьма перспективным. Разработчик уверен, что его технология будет значительно лучше по экономическим характеристикам и удобнее для российского производства. Кроме того, коллектив активно работает над устранением недостатков, которые присутствуют в существующих иностранных предложениях.

1-28 копия

Большинство крупных компаний достаточно закрыты в том, что касается инноваций. Безусловно, потребность в новых технологиях у ведущих компаний есть. Однако при создании новых продуктов или, например, модернизации производства корпорации чаще всего используют внутренние разработки подведомственных НИИ, отделов НИОКР или традиционных поставщиков. Это проще, понятнее и не требует дополнительных аргументов для внедрения. Сейчас существует мало форматов сотрудничества между промышленными гигантами и маленькими стартапами. Они по сути ограничиваются небольшими пилотными проектами, от которых перейти к системному сотрудничеству достаточно сложно. Это требует больших организационных изменений внутри корпораций и поддержки проекта на всех уровнях управления.

Гульнара Биккулова, директор по развитию РВК

1-23 копия

Робот-дачник

Ученые Института информатики и проблем регионального управления Кабардино- Балкарского научного центра РАН внедряют робототехнику в российскую агропромышленность. Авторы представили уникальную технологию по сборке урожая огурцов. Робот-комбайн «Гранат» самостоятельно, не повреждая растений, передвигается по полю и срывает многосекционными манипуляторами плоды, не пропуская ни одного. Затем он грузит огурцы в емкость транспортного робота.

Как говорит один из авторов проекта Юрий Хамуков, один уборочный робот- комбайн с двенадцатью манипуляторами способен заменить на поле шесть уборщиков. Ориентировочная стоимость «Граната» около 2–2,5 млн рублей. Несмотря на затраты на приобретение комбайна, AgroMultiBot позволит сельхозпроизводителям на порядок сэкономить ресурсы и увеличить экономическую эффективность.

Сейчас ведутся доработки высокочувствительного манипулятора, который сможет идентифицировать плод и аккуратно отделять его от стебля без повреждения. Обычный промышленный манипулятор с такой деликатной задачей не справляется, поскольку каждый плод отличается формой, конфигурацией, положением в пространстве и сложно отличим по цвету от листьев. При сборе огурцов робот в кратчайшее время принимает решение, как сорвать конкретный плод, не повредив его.

Для защиты растений от повреждений, которые могут нанести колеса, инженеры оборудовали «Гранат» очень большими колесами сверхнизкого давления с эластичной беговой дорожкой. Поэтому он может ездить по полю, не причиняя ущерб стеблям и листьям.

Робот-комбайн собирается из модулей и комплектуется в зависимости от особенности посадок и рельефа местности.

1-28 копия

Главным препятствием для развития инноваций являются консервативность любой системы, то есть нежелание и неумение меняться, и отсутствие каких-либо лидерских амбиций. Неудивительно, что наибольшие результаты показывают регионы или корпорации, где инновации поддерживаются на самом высоком уровне и где они являются инструментом решения конкретных социальных или бизнес- задач, таких как лидерство в своем сегменте, диверсификация экономики и т. д. Например, одним из драйверов развития промышленной и сервисной робототехники в Японии стала демографическая ситуация, связанная с увеличением продолжительности жизни, старением населения и снижением рождаемости.

Гульнара Биккулова, директор по развитию РВК

1-25 копия

Мистер производительность

Проект Energy8 предложил способ увеличения работоспособности складской техники, просто поменяв свинцовые АКБ на литиевые.

Компания была известна на рынке литий-ионных батарей для общественного транспорта, в частности для электробусов. К руководству начали поступать просьбы от ритейлеров сделать такие батареи для складской техники.

Проект запущен в 2007 году, а уже в 2014 компания первой в мире представила способ использования технологии литий-титан в накопителях для электротранспорта — установила «батарею со смартфона» на складской погрузчик.

Разработка Drive Electro позволяет сократить затраты на электроэнергию на 30%.

Одно из главных преимуществ Energy8 в том, что его возможно устанавливать на всю складскую технику: от напольных электрических тележек до ричтраков, которые работают в гипермаркетах, заводских и производственных помещениях и аэропортах.

Батареи полностью совместимы с техникой любых мировых производителей.

По энергетическому эквиваленту Energy8 превосходят свинцово-кислотные в среднем в 1,7 раза, что позволяет использовать новые батареи меньшего номинала.

Инновационный проект стал финалистом GenerationS 2014–2015 годов.

1-26 копия

Российский потребитель не верит в «пророка в своем отечестве»: если технология пришла к нам не с Запада, то отношение к ней будет очень скептическое. Но сейчас мы уже меньше встречаемся с подобным взглядом, в том числе благодаря наличию западных клиентов. Можно смело говорить, что сейчас большая часть трудностей позади, сегодня аналогов тому, что мы делаем, в мире нет, и мы вышли на уверенную окупаемость. Основной секрет — высокие компетенции в электромобилестроении и целеустремленная увлеченная команда.

Евгений Титус, руководитель проекта Energy8

С каждым годом интерес к продукту растет. Большую долю спроса составляют компании, которые могут позволить себе заплатить сейчас больше, чтобы потом экономить в течение долгого времени. Это прежде всего крупные игроки — среди них есть и отечественные.

Главный потребитель литий-ионных батарей находится там, где есть необходимость в необслуживаемых элементах питания. Сейчас компания осваивает глобальный рынок. В 2015 году Energy8 вошел в топ-5 инновационных проектов года на выставке CeMAT в Ганновере, работает с Германией, Францией, Болгарией, Турцией и другими странами.

1-27 копия

Проект из шкафа

Идею создания технологии Green Drive разработчики — компания «Инновационные транспортные технологии» — обнаружили в диссертации, пылящейся в шкафу. Ее переработали, испытали на стендах и в полевых условиях и представили общественности, которая встретила ее довольно тепло.

Молекулярный модификатор топлива позволяет сократить расход топлива на 5–15% и улучшить его качественные характеристики за счет воздействия переменного электрического поля, меняющего свойства углеводородистых соединений. ММТ подходит для всех видов жидкого топлива: дизеля, бензина, мазута. Авторы утверждают, что при использовании устройства уменьшается вибрация, шум двигателя и вдвое снижается объем выхлопов.

Двигателям модификатор не вредит. Непосредственно перед впрыскиванием в мотор под воздействием переменного электрического тока разрушаются молекулярные связи. Сложные молекулы топлива изменяют свою структуру и свойства, частично дробятся, частично ионизируются. Уменьшается сила связи между молекулами и поверхностное натяжение в кластерах топлива.

1-28 копия

У промышленных стартапов незавидная планеты на 15%. публичная судьба. Успешной траекторией развития для таких компаний является покупка их на каком-то этапе крупной корпорацией, когда они становятся частью ее продукта. Лишь немногие из стартапов вырастают в самостоятельные большие бизнесы. Поэтому в качестве примеров хотелось бы назвать стартапы, которые имеют в числе своих клиентов и партнеров российские и международные корпорации. Например, компания «Перфобур» с технологией радиального бурения нефтегазовых скважин — молодой стартап из Уфы, основатели которого являются выходцами из «БашНИПИнефть» — дочернего предприятия компании «Башнефть». Компания ECM, созданная учеными из Уфимского авиационного университета, производит электрохимические станки, продаваемые по всему миру. Компания «НаноСерв» из Краснодара с технологией очистки труб кисломолочными бактериями также имеет в своем клиентском листе много российских промышленных компаний. Компания «Циноферр», производящая антикоррозионное покрытие, была также основана выходцами из нефтяной индустрии.

Гульнара Биккулова, директор по развитию РВК

 

После обработки на короткое время меняется октановое число и фракционный состав горючего. В результате снижается его вязкость, температура воспламенения, повышается удельная теплота и полнота сгорания.

Около 60% уплотнений, которые образуются в процессе работы двигателя, не сгорая, выбрасываются в воздух, Energy Drive доводит усвоение таких уплотнений до 98%, поэтому двигатели перестают представлять опасность для окружающей среды.

Экологический и экономический эффект в двигателях легковых автомобилей из-за малого потребления топлива не заметен, поэтому сфера применения модификатора — грузовые авто, автобусы, котельные, спецтехника, железнодорожный транспорт.

1-29 копия

Свежесть и экологичность

Промышленными кондиционерами Tesso интересуется бизнес Ближнего Востока, а эти люди умеют ценить деньги, поскольку тратят на охлаждение и увлажнение воздуха миллиарды долларов.

Новое решение для кондиционеров, не использующих фреон и компрессоры, продвигают три партнера. В революционных кондиционерах воздух прогревает пластины, пропитанные водой. При испарении воды охлаждаются пластины и воздух, в итоге Tesso не сушат воздух в помещении и не загрязняют окружающую среду.

Аналоги кондиционеров, не использующих фреон, на рынке есть, но именно модификация Tesso дает оптимальную модель эффективности, поскольку здесь используется косвенно регенеративный принцип.

В 2015 году компания пришла в акселератор GenerationS по направлению Smart City. Из 450 заявок Tesso экспертное жюри отобрало пять лучших. Сегодня кондиционеры компании установлены в Московском метрополитене, вагонах РЖД и аэроэкспрессах, а также на Магнитогорском металлургическом комбинате.

Компания Tesso оценивается на рынке в 50 млн долларов, капитализация обеспечена контрактами с промышленными и транспортными заказчиками. А в планах идеологов довести производство со 100 штук в год до 1 000.

Авторы разработки планируют, что Tesso станет компанией, которая нужна всему миру, и верят, что сократят энергопотребление планеты на 15%.

Автор: Галина Федорова

Категория: Статьи

Новости по теме:

Что мешает плохому экспортеру?

Вице-премьер Аркадий Дворкович в мае обозначил позицию Правительства РФ в отношении несырьевого экспорта, подчеркнув, что ставка делается в том числе на продукцию машиностроительной отрасли. Он сказал, что «первые достижения уже есть, однако многое предстоит сделать». В это время некоторые эксперты винят в сложившейся кризисной ситуации ориентацию российской экономики на продажу за рубеж сырья и при низких ценах на него не видят выхода из тупика.

Восточная перспектива

Экспортный потенциал российского малого и среднего бизнеса на рынках АТЭС заставляет экспертов строить далеко идущие планы по завоеванию глобального пространства. Но доля таких компаний в общем объеме страны не дотягивает даже до одного процента. О барьерах и перспективах экспортного предпринимательства рассказал Виктор Ермаков, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса.

Космические перспективы «Интернета вещей»

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ФГУП «Космическая связь» Ксения Дроздова рассказывает, как повлиял «Интернет вещей» на прогресс в развивающихся странах, и сможет ли он улучшить жизни миллиардов людей.