Даница Пург

d

О «динамично развивающихся обществах» и социальной ответственности предпринимательства

В новых реалиях ведения бизнеса, которые неизбежно сформировались из–за нарастающей экономической нестабильности, меняются ли требования к подготовке менеджеров?

Прежде всего, нам нужны лидерские навыки, которые отличаются большей вдохновляющей и мыслительной составляющей. Мы хотим научить наших студентов находить выходы из затруднительных ситуаций, мыслить творчески при принятии решений в совершенно новых условиях. Нам необходимы более вдохновляющие лидеры, способные решать большие проблемы и консолидировать команду, важна среда, в которой у людей будет не только интерес к учебе, но и стремление «отучиваться» от определенных вещей. В школах по всему миру используются разные способы создания такой среды. В IEDC–Bled School of Management, например, мы формируем команду при помощи занятий греблей на Бледском озере.

На прошедшем Гайдаровском форуме Вы участвовали в экспертной дискуссии на тему социальной ответственности бизнеса. Уделяется ли достаточное внимание этой теме в бизнес–образовании?

Отвечу просто — нет. Бизнес–образование уделяет недостаточно внимания этому вопросу, а сам бизнес — еще меньше. Реальность такова, что традиционное образование трактует успех как наличие быстрой прибыли и высокого заработка. В своем выступлении на Гайдаровском форуме я говорила о том, что наиболее знаменитые мировые школы со столетней историей подписали Принципы обучения ответственному управлению (PRME — Principles of Responsible Management), установленные Глобальным договором ООН десять лет назад, и я рада тому, что 20 из 100 подписавших эти Принципы школ находятся в Центральной и Восточной Европе. Среди них не так много российских школ, однако ситуация постепенно меняется, и мы видим, как все больше ваших образовательных центров используют этические ценности, устойчивое  развитие, социальную ответственность корпораций в качестве обязательных предметов в программе, а также делают их частью других дисциплин.

Какие инновационные подходы к бизнес–образованию существуют в Вашей школе бизнеса?

Мы рассматриваем IEDC–Bled School of Management как творческую среду для развития созидательного лидерства. У нас хранится около 200 картин, да и сама школа выглядит, как галерея искусств, и производит весьма вдохновляющее впечатление. Мы даем возможность студентам развивать воображение и способности к творчеству и инновациям. Мы понимаем, что наши менеджеры и сотрудники должны быть более открытыми к нововведениям и более вдохновленными. У нас большое количество обучающих упражнений по развитию лидерских навыков посредством музыки и обсуждения широкого круга тем, которые нам предлагает искусство. Мы учим наших студентов тому, как быть лидерами с долгосрочным видением.

 d

Вы очень оптимистично рассуждали о будущем бизнес–образования в «динамично развивающихся обществах». Что происходит в России с этой сферой?

Я думаю, что термин «развивающая страна» используется неправильно, поскольку Россия таковой не является. Россия — страна с «динамично развивающимся обществом», но сегодня по причине кризиса должна провести ряд серьезных структурных реформ. Настал подходящий момент, чтобы превратить кризис в возможности, изменить структуру российской экономики таким образом, чтобы меньше зависеть от нефти и газа, производить большое количество различной продукции, ибо вы в состоянии это сделать. Возможно, вам стоит использовать какую–то часть резервов для развития предпринимательства, устанавливать верные ценности в обществе, такие как трудолюбие и честность, вдохновлять молодых людей великими предпринимателями, которые стали таковыми благодаря собственным инновациям и усердной работе. Через пять–десять лет Россия должна иметь экономику иного типа, и вы должны быть благодарны, что наступил кризис, поскольку он меняет сознание. Управленческое образование должно сыграть очень важную роль в изменении парадигмы развития.

Как Вы оцениваете уровень бизнес– образования в России?

В нашем регионе образование в сфере менеджмента начало развиваться 25–28 лет назад. IEDC–Bled School of Management была одной из первых (она основана в 1986 году), через три года начали открываться первые подобные школы в России, на сегодняшний день они являются действительно знаменитыми школами менеджмента. Бизнес– школы в России схожи с учреждениям такого же плана по всему миру. Как и во всем мире, в России есть лидеры отрасли образования — 10–15 школ с международным статусом, и есть еще несколько сотен, которые не могут достичь столь высоких международных стандартов, однако удовлетворяют спрос своих клиентов в специфических сферах. Российским школам необходимо стремиться к тому, чтобы обрести международный статус, стать более оригинальными и не копировать американские и прочие бизнес–школы. Мне кажется, они могут предложить нечто уникальное — то, за чем весь остальной мир решил бы отправиться в Россию и смог бы сказать «Мы можем узнать это только в России!»

Какие формы межрегионального и международного сотрудничества между бизнес–школами применяются на практике?

В России существует Российская ассоциация бизнес–образования, мы работаем с ней с самого начала. По всему миру функционируют подобные объединения: Ассоциация AACSB International, Европейская ассоциация развития менеджмента (EFMD, Бельгия). Российские школы являются членами обеих этих организаций. Также существует Ассоциация развития менеджмента Балтики и другие. Однако я уверена, что CEEMAN — самая важная международная ассоциация в нашей части континента, мы очень хорошо понимаем ситуацию в регионе и вопросы, связанные с «динамично развивающимися обществами» в целом. Мы продвигаем управленческое образование, совершенствуя знания и умения преподавателей и персонала бизнес–школ, многое делаем для последующего развития профессиональных руководителей в этой части света. Мы устраиваем международные конференции, проводим совместные исследовательские проекты, аккредитацию, двухнедельную Международную академию преподавателей менеджмента ежегодно в июне (ее студентами уже стали более 500 молодых сотрудников факультетов из 43 стран, в том числе из России).

Как Вы оцениваете значимость таких мероприятий, как Гайдаровский форум? Насколько они помогают в решении конкретных проблем?

Гайдаровский форум — уникальное событие. На нем обсуждается большое количество актуальных тем, которые затрагивают не только политику, но и многие другие вопросы. Я весьма впечатлена Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и ее ректором Владимиром Мау, который организует Форум, а также российскими политиками, которые уделяют большое внимание этому мероприятию. Я бы хотела видеть на нем больше представителей бизнеса. Гайдаровский форум — это событие мирового масштаба, и Россия, проводя подобные мероприятия, доказывает, что может делать что–то лучше всех в мире.

 

Автор: Александра Реброва

Категория: Интервью

Новости по теме:

В глобальном тренде

Многие страны мира уже перешли на модель экологически безопасного развития. Большой успех продемонстрировали Скандинавские государства. Россия также подхватила глобальный тренд, тем более потенциал крупного бизнеса, работающего на ее территории, может позволить стране приблизиться к лидерам. О том, как проходит работа по освоению новых механизмов, рассказала вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина.

Индийские горизонты

Один из первых российский торговых домов за границей открывается в Индии, планируется, что РФ и эту страну свяжут также зона свободной торговли и сухопутный маршрут. Таким образом, Индия окажется в десятке крупнейших партнеров РФ. О перспективах такого положения порассуждал в интервью Журналу Стратегия специалист по международным отношениям, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян.