журнал стратегия

#журнал стратегия

Калужское чудо

kalugaКалужская область сегодня имеет значительный, а главное эффективный опыт в создании промышленных кластеров.

За последние годы были реализованы масштабные изменения состава и структуры производственного сектора, принципиально трансформировались приоритеты выстраивания экономики. О перспективах развития действующих кластеров и создании новых точек роста региона в интервью Журналу «Стратегия» рассказал Генеральный директор ОАО «Агентство инновационного развития – Центр кластерного развития Калужской области» Анатолий Сотников.

Анатолий Александрович, с чего начиналась Ваша работа в рамках реализации программ развития кластеров на территории региона?

Еще в 2009 году Калужская область приняла Стратегию социально-экономического развития до 2030 года, в которой кластерный подход указывался в качестве основной модели развития региона. Базой формирования и реализации программ развития территориальных кластеров стала четкая инвестиционная философия, позволившая привлечь в регион крупных российских и иностранных инвесторов. Калужская область стала одним из первых регионов России, предложившим инвесторам уникальные условия размещения в индустриальных парках со всем необходимым ресурсным обеспечением, максимально упрощенную процедуру согласования, гарантирующую юридические права и практически полностью освобождающую от инфраструктурных рисков. Данная система и определение приоритетов развития региона позволили создать уникальные для Российской Федерации возможности по скорости реализации инвестиционных проектов и привлечь крупнейших мировых производителей, ставших флагманами экономики региона, вокруг которых формируются эффективные территориальные кластеры.

Сегодня на территории области активно развиваются восемь индустриальных парков, где предлагаются условия, опережающие потребности инвесторов. Так, для малых и средних компаний, которым экономически рискованно вкладываться в строительство, регион предоставляет возможность аренды площади в уже существующих браунфилдах со всеми коммуникациями. Появление крупных производственных компаний (Volkswagen, VOLVO, «ПСМА Рус») позволило создать в регионе крупнейший в России «пул» поставщиков автокомпонентов. Необходимо отметить, что наряду с заводами известных иностранных производителей таких, как Benteler Automotive, Magna Experior, YAPP Automotive Parts, Betsema, Visteon Deutsсhland, Fuyao Glass Industry Group, Lear, HP Pelzer Rus, Rucker, Continental в Калужской области создано большое количество совместных производств, активно развивающих сотрудничество с малыми предприятиями. Одним из примеров такой промышленной кооперации может служить взаимодействие компаний Sherdel Rus и Faurecia с калужской компанией «Эликор». Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяет расширять производственные технологические цепочки участников кластера. Если шесть лет назад автомобильной промышленности в Калужской области не было вообще, то сегодня автопром – ключевой сектор экономики региона, доля которого в объеме промышленного производства превышает 45%.

Автокластер объединяет 28 предприятий: 3 завода ОЕМ-производителей и 25 предприятий по производству автокомпонентов. На каждом из них прослеживается тенденция роста, увеличения объема выпуска как самих автомобилей, так и комплектующих. На данный момент предприятия автокластера производят 15 моделей автомобилей: все они востребованы отечественным потребителем.

Сколько кластеров находится на территории Калужской области? Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее перспективным?

Сегодня в Калужской области формализованы и функционируют уже четыре кластера: автомобильный, логистический, фармацевтический и ИКТ-кластер. На стадии формирования – пятый – кластер композитных материалов и авиакосмических технологий. Идея создания такого кластера обусловлена рядом благоприятных обстоятельств: есть мощное предприятие ОНПП «Технология», занимающее лидирующие позиции в этой отрасли, действует порядка 20 малых и средних успешных предприятий. И в начале ноября 2013 года в рамках конференции в ОНПП «Технология», посвященной 25-летию полета космического корабля «Буран», состоялся круглый стол, где обсуждалась идея создания такого кластера. По инициативе участников круглого стола сформирована рабочая группа, объединившая представителей 12 предприятий отрасли.

Все перечисленные выше кластеры обладают большим потенциалом развития, тем не менее, большое внимание сегодня уделяется фармацевтическому направлению, так как Калужский кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины по Постановлению Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 188 наделен статусом пилотного инновационного кластера федерального значения.

Калужский фармацевтический кластер включает сбалансированные основные компоненты: промышленное производство готовых лекарственных форм, исследования и разработки оригинальных фармсубстанций и «активных молекул», обучение и подготовку специалистов для фармацевтической промышленности, а также имеет уже формализованную организацию управления кластером. Ядром кластера стали крупнейшие мировые производители лекарственных средств – группа компаний STADA CIS, «Берлин-Хеми/Менарини» (Италия), «Ново Нордиск» (Дания), AstraZeneca (Великобритания), которые входят в мировой топ-50 фирм-производителей готовых лекарственных средств по объему продаж на коммерческом рынке, а также российские компании «НИАРМЕДИК» и «Сфера-фарм», «Мир-Фарм», «БИОН» и другие.

В состав фармкластера входят свыше 30 малых и средних инновационных профильных предприятий, общий объем произведенной ими продукции в 2012 году составил более 1,5 миллиардов рублей. На сегодняшний день на предприятиях кластера выпускают свыше 50 наименований лекарственных средств более чем на 5 миллиардов рублей, 10 находится в стадии регистрации. В 2016 году объем совокупной выручки предприятий-участников кластера от продажи на внутреннем и внешнем рынках достигнет 49 миллиардов рублей. Доля товаров и услуг кластера на российском рынке фармацевтики, биомедицины и биотехнологий составит не менее 5%, а в 2020 году эта доля достигнет 10% при объеме продаж более 140 миллиардов рублей. Активно развиваются и международные связи фармкластера.

В 2011 году подписано «Соглашение о сотрудничестве в области науки, технологий, инноваций и бизнеса» между агломерацией Монпелье (провинция Лангедок-Руссильон, Франция), Администрацией города Обнинск и ОАО «Агентство инновационного развития – Центр кластерного развития Калужской области». Соглашение предусматривает льготное предоставление помещений инновационным предприятиям-участникам нашего кластера на территории агломерации Монпелье и возможность их участия в ряде научных программ, в том числе и в сфере биофармацевтики, финансируемых Европейским союзом. В рамках данного соглашения подписан договор о сотрудничестве и совместных проектах НП «КФК» и крупнейшего кластера EUROBIOMED (Франция). В ноябре 2012 года подписано соглашение о сотрудничестве с инновационным кластером «Химический кластер Баварии», предусматривающее активное взаимодействие в области научно-исследовательской деятельности, коммерциализации проектов и разработок в сфере моделирования структуры и действия химических лекарственных препаратов.

Развитие кластеров на территории области приведет к росту экономической значимости региона на федеральном уровне с последующим выходом на мировой рынок. Как Правительство Калужской области будет коррелировать собственные интересы с частными партнерами?

Руководители и эксперты нашего региона много лет тщательно изучают успешный опыт других стран в развитии экономики: Франции, Швеции, Германии, Финляндии, Сингапура, США, – и активно адаптируют его на локальном уровне. Сегодня в Калужской области сформировалась молодая компетентная команда руководителей разного уровня во главе с Губернатором Анатолием Артамоновым и своя модель экономического развития. Правительство региона сделало ставку на проведение целенаправленной и открытой политики интенсивного развития региона, в частности, промышленности, через активное привлечение инвестиций путем создания комфортных условий для деловых партнеров. В области был разработан особый бизнес-подход для работы с инвесторами, позволивший определить основные направления для дальнейшего продвижения.

Для решения любых возникающих у инвесторов вопросов была создана комплексная система институтов развития, сформирован пакет налоговых льгот и преференций: пониженная ставка налога на прибыль размером 15,5% и полное освобождение от налога на имущество на срок до 4 лет, зависящий от объема инвестиций.

Необходимо, чтобы деньги инвестора начали приносить ему доход как можно быстрее. Поэтому новые предприятия на территории Калужской области строятся в очень короткие сроки и начинают производить продукцию через 8–15 месяцев после подписания инвестиционного договора между инвестором и Правительством области.

Чтобы инвестор как можно раньше начал получать прибыль от вложенного капитала, региональные институты развития должны предоставлять все услуги бесплатно, а тарифы на материальные ресурсы должны быть прозрачны и понятны. В регионе на данный момент значительно снижены административные барьеры: каждый инвестор знает мобильный телефон Губернатора, может в любое время позвонить и при необходимости оперативно встретиться. То же касается министров Правительства региона, глав муниципальных образований, руководителей институтов развития. Для России это сегодня важно – каждый чиновник регионального и муниципального уровня знает о таких возможностях инвесторов, реагирует на запросы и стремится решить актуальные задачи максимально эффективно и быстро. Все «бумажные» процедуры упрощены, а юридические права прозрачны. При этом существуют определенные приоритеты развития региона: компании, которые могут нанести экологический вред и не соблюдают общечеловеческие ценности, не получают поддержки. 

В Калужской области действует уже 8 индустриальных парков, в конце прошлого года на юге области создана особая экономическая зона, где предоставляются исключительные налоговые льготы и условия для развития бизнеса. Мы стремимся к полному отсутствию инфраструктурных рисков: созданы примыкание к автомобильной и железной дороге, развиты логистика, инженерные сети и мощности, а главное – земельный участок с понятными юридическими правами.

Насколько важна роль государства в сфере создания и развития кластеров? Как необходимо модернизировать нормативно-правовую базу в отношении реализации кластерной политики в регионах?

Роль государства и проводимой им кластерной политики исключительно важна. При этом нельзя создать кластер только сверху, административными методами, – для этого необходимы более эффективные механизмы экономического развития на региональном уровне: индустриальные парки и особые экономические зоны, технопарки высоких технологий и региональные инжиниринговые центры. Данные направления развития необходимо серьезно усиливать.

Государство может фактически выступать в качестве «руководящей и направляющей» силы при развитии кластера, создавать спрос на производимые продукцию и услуги. Во многих странах государство определяет приоритеты для кластеров, а не просто продвигает в «предпринимательские массы» идею эффективности кластеров.

Одновременно оно может выступать в качестве активного инвестора, в первую очередь, в социальные, экономические, экологические, инфраструктурноориентированные проекты, обеспечивающие развитие кластеров. Есть и стандартные форматы государственной поддержки, например ряд форм налоговых льгот.

Кластерная политика является эффективным инструментом и для развитых, и для слабых регионов, и для традиционных сырьевых, и для высокотехнологичных. Подобная универсальность не является характерной для инструментов поддержки.

Крайне важна роль государства как регулятора, определяющего правила взаимодействия между всеми элементами известной сегодня «тройной спирали» (взаимодействия государства, бизнеса и научно-образовательных структур), гаранта сохранения и развития благоприятных условий для инвестиций, инноваций и развития горизонтально ориентированных сетевых бизнес-сообществ.

Известно, что кластеры развиваются эффективнее, если изначальная инициатива исходила от будущих участников. Но стимулировать такую инициативу необходимо и государству, и его институтам развития.

Одновременно важна глубокая проработка нормативно-правовой базы. Должна быть создана Концепция кластерной политики на федеральном уровне, необходимо обеспечение методологического и информационного сопровождения кластерного подхода, должны быть усовершенствованы механизмы финансовой поддержки федеральных и региональных программ развития.

На региональном и муниципальном уровнях основными направлениями государственного регулирования становятся такие мероприятия, как выявление и анализ потенциала формирования кластеров, поддержка кластерных инициатив, экспертиза и отбор кластерных проектов, содействие в развитии контактов участников потенциального кластера, поддержка конкретных кластерных проектов и их непрерывный мониторинг. Кроме того, должна быть обеспечена развитая инфраструктура на территориях, на которых расположены кластеры.

 Что, помимо финансовой поддержки, необходимо для качественного развития кластера?

Среди наиболее актуальных проблем развития кластеров можно выделить финансирование НИОКР, культурно-социальные препятствия, разрывы в цепочке «наука-бизнес», а также барьеры в развитии профессиональных и социальных сетей и сообществ.

Для развития кластеров важно проводить различные комплексы мероприятий: создавать платформы для диалога всех экономических агентов, работающих в кластере, осуществлять диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных предприятий государственных заказов с более высокими стандартами, повышать квалификацию и развивать местную рабочую силу через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров.

Какие на данный момент в области существуют инновационные решения по организации эффективной работы кластеров? Используете ли Вы в своей работе опыт зарубежных бизнес-практик, применим ли он на территории России?

В развитии и реализации региональной кластерной политики мы всегда опирались на опыт лучших зарубежных бизнес-практик, естественно, адаптируя его к конкретным локальным условиям. Среди основных факторов успеха развития кластеров выделяются наличие компаний-лидеров с четко выраженной конкурентоспособной стратегией, активное содействие малому бизнесу, тесное взаимодействие промышленных компаний с образовательными и исследовательскими организациями, создание экспертных советов на уровне региона, формирование институтов развития.

В настоящее время у нас в регионе создана эффективная система управления и развиваются механизмы государственно-частного партнерства. Координационный совет при Губернаторе Калужской области по развитию фармацевтического кластера осуществляет свою деятельность в целях формирования единой стратегии развития кластера, обеспечивает эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти с участниками кластера.

анонсы
мероприятий
экономика и бизнес

Карьерный коучинг применяет только треть компаний, менее чем в половине из них есть штатные коучи

 

#, ,
экономика и бизнес

Из топ-менеджера в предприниматели: как запустить факторинговую компанию

 

#, , , ,