журнал стратегия

#журнал стратегия

Восточная перспектива

Strategy_21_v8_fullxt-57

Экспортный потенциал российского малого и среднего бизнеса на рынках АТЭС заставляет экспертов строить далеко идущие планы по завоеванию глобального пространства. Но доля таких компаний в общем объеме страны не дотягивает даже до одного процента. О барьерах и перспективах экспортного предпринимательства рассказал Виктор Ермаков, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса.

Под микроскопом

В настоящее время мировая экономика сталкивается с проблемами поддержания устойчивого экономического развития, содействия созданию рабочих мест и самозанятости. Малые и средние предприятия являются основой и движущей силой любой развитой экономической системы и поддержкой для повышения уровня конкурентоспособности и выхода на мировые рынки, а также интеграции в глобальные производственные цепочки.

При попытке выйти на мировые рынки и найти свою нишу предприниматели сталкиваются с внешними и внутренними барьерами, связанными с дефицитом информации о возможностях бизнеса, потенциальных деловых партнерах, требованиях рынка, таможенных процедурах, а также с ограниченностью собственных ресурсов.

Бизнес говорит

Первое место среди барьеров к экспортной деятельности занимает недостаток информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков. Финансовые институты также считают эту проблему лидирующей. Дефицит денежных средств для начала или ведения экспортной деятельности занимает вторую позицию. Далее следует проблема дефицита информации о потенциальных партнерах и отсутствие сертификации продукции по международным стандартам. Кроме того, в качестве барьера к экспортной деятельности бизнес называл незащищенность интеллектуальной собственности и недостаток квалификации сотрудников.

По данным АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций»

В России работают 0,4% МСП-экспортеров от общего числа компаний. Они генерируют порядка 0,8% от объема экспортных продаж. Доля МСП в общем объеме экспорта стран ОЭСР, например, достигает 25–35% в зависимости от отрасли, в развивающихся странах вклад МСП в экспорт еще выше: в Корее — примерно 40%, в Китае — более 50%, в странах Восточной Азии — около 40%.

 icons-18 Товарооборот России и стран дальнего зарубежья в январе–июле 2015 года: Китай — 36 млрд долларов, Германия — 27,3 млрд долларов, Нидерланды — 27,2 млрд долларов, Италия — 19,6 млрд долларов, Турция — 14,4 млрд долларов

Обеспечение конкурентоспособности МСП на мировом рынке — одно из главных направлений экономической политики государства как в сфере антимонопольного регулирования, так и в рамках селективной поддержки. Содействием экспортно ориентированных малых и средних предприятий активно занимается Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России в рамках госпрограммы.

Малое — в большом

Анализ ситуации показывает, что действующих предприятий-экспортеров из числа малого и среднего бизнеса в России крайне мало для того, чтобы оказать значимое влияние на развитие экспортного потенциала страны. Многие поставки осуществляются на разовой основе или сравнительно небольшими партиями по причине недостаточности финансовых ресурсов для развития. Потенциалом для успешного ведения экспортной деятельности сейчас обладает порядка 1% российских МСП от общего количества. Но это количество может быть увеличено при соответствующей поддержке со стороны государства. Перспективы роста экспорта малых и средних предприятий открываются в секторе переработки сырья: минеральных удобрений, химического производства и нефтехимии, лесопереработки. Огромные возможности для развития могут концентрироваться в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, машиностроении, металлургическом производстве.

 icons-19 Малый и средний бизнес во всех экономиках АТЭС составляет порядка 90% всех предприятий и привлекает от 32 до 84% сотрудников, но при этом создает лишь около 30% экспортной продукции

Потенциал сохраняется и в таких областях, как предоставление услуг в сфере телекоммуникаций и спутниковой связи, спутниковой навигации и позиционирования, продукции обработки информации дистанционного зондирования Земли, ИТ, программного обеспечения, систем безопасности и диагностики, лазерных систем и техники для медицинских целей, интеллектуальных систем, создания и производства синтетических сверхтвердых материалов, микроэлектроники. В отношении новейших научно-технических направлений — нанотехнологий и альтернативных источников энергии — Россия находится на одинаковых стартовых условиях с другими странами, и при поддержке государства малый и средний бизнес может выйти на передовые рубежи и в этих сферах.

Говоря о географических приоритетах развития экспорта МСП России, в первую очередь следует рассматривать те рынки, на которых могут быть востребованы товары и продукты неэнергетических секторов экономики. На основании исследования специалистов Всероссийской академии внешней торговли и Всероссийского научно- исследовательского конъюнктурного института можно утверждать, что высоким потенциалом усиления рыночных позиций в мировой конкурентоспособности обладают такие узкие сферы производства, как стальные трубы, смешанные удобрения, пиломатериалы.

На региональном уровне — автобензин, прокат цветных металлов, нефтехимикаты, древесные плиты, упаковочные бумага и картон, гражданская авиатехника, специализированные суда, энергетическое оборудование, растительные масла, мука, кукуруза, корма, рыба и морепродукты.

Привлекательная Азия

Приоритетными рынками для российского малого и среднего бизнеса являются Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия: Китай, Корея, Япония, Вьетнам, Индонезия и Сингапур. Так, перспективы роста экспорта России в Восточную Азию обусловлены значительным увеличением потребностей региона в промышленном сырье и полуфабрикатах, продовольствии и его географической близостью: наличием у России общих сухопутных или морских границ почти со всеми странами. Кроме того, существует потенциал роста высокотехнологичного экспорта в секторах, где Россия обладает конкурентоспособными разработками: атомная отрасль, производство вооружений, авиастроение.

При этом главным партнером России в этом направлении выступает Китай, являющийся в геополитическом плане отчасти ее союзником, отчасти конкурентом. Что касается Южной и Юго- Восточной Азии, здесь ключевыми партнерами России по гражданскому неэнергетическому экспорту в регионе выступают Индия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам. Относительно крупными покупателями являются Сингапур и Малайзия. Страны региона предъявляют спрос на отдельные виды российских сырьевых товаров, прежде всего удобрения, сталь, цветные металлы, алмазы. Удаленность региона от экспортных портов России является сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров. Страны региона также перспективны для развития высокотехнологичного экспорта как гражданского, так и военного назначения, в частности, большой интерес вызывают компетенции России в атомной отрасли, уже с успехом реализованные в Индии.

Strategy_21_v8_fullxt-58

«Экспортный лифт»

Справиться с вызовами, возникающими при выходе на международные рынки, малым и средним предприятиям помогает один из главных инструментов поддержки — государственная программа, реализуемая Министерством экономического развития РФ. В ее рамках существует два механизма поддержки — субсидии по ряду направлений, которые предоставляются бизнесу на уровне субъектов РФ, и широкий комплекс услуг организаций инфраструктуры регионального уровня. Кроме того, Минэкономразвития исполняет специализированную программу по поддержке и продвижению высокотехнологичных товаров.

Также на федеральном уровне действует целый ряд институтов развития, услуги которых направлены на содействие экспортно ориентированным МСП и тем предприятиям, которые уже ведут и развивают свою деятельность: Внешэкономбанк, Российский экспортный центр, ЭКСАР, Росэксимбанк. Программы поддержки экспорта есть и у других институтов развития — Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РВК, РОСНАНО, Ростех, Сколково. С созданием Российского экспортного центра завершается формирование комплексной системы «экспортного лифта», деятельность которого направлена на интегрированную поддержку начинающих и действующих экспортеров из числа малых и средних предприятий России, обладающих конкурентоспособной продукцией, востребованной на международных рынках.

Однако анонсированное недавно подписание Торгового соглашения 12 странами Транстихоокеанского партнерства и создание соответствующей зоны свободной торговли ставят под угрозу перспективы российского экспорта различной продукции. Это означает, что российский экспорт в страны ТТП станет менее конкурентоспособным по сравнению с поставками внутри блока, поскольку Россия в ТТП не участвует, а между странами партнерства будут действовать торговые преференции. В данной ситуации необходимо рассмотреть возможность всестороннего стимулирования и поддержки со стороны государства экспортной деятельности малых и средних предприятий в рамках тех экономических блоков и союзов Азиатско-Тихоокеанского региона (включает 58 стран и территорий), где Россия принимает участие, а именно: АТЭС, ШОС и БРИКС, а также сотрудничает: АСЕАН.

Создание и запуск подобного интегрированного информационно-консультационного инструмента не только дает России уникальную возможность минимизировать те угрозы, которые несет отечественному экспорту создание Транстихоокеанского партнерства, особенно, для малого и среднего бизнеса, но и возглавить процесс, объединяющий экономики АТЭС в единую систему в сфере поддержки и развития ВЭД МСП.

новости партнеров

Роль капитана в шторм – грамотное регулирование. Макроэкономический прогноз и его следствия для регулятора и игроков рынка.

экономика и бизнес

Цифровизация производства: уроки пандемии

#