журнал стратегия

#журнал стратегия

Затронул ли кризис IT-сферу, телеком и онлайн-бизнес?

Коронавирус ударил по всему предпринимательскому сообществу. Но как в этой ситуации чувствуют себя те, кто изначально работал в параллельной цифровой реальности — онлайн-бизнесмены, айтишники, представители телекоммуникационной отрасли? Мы опросили участников рынка.

Виталий Клишин, директор московского филиала «ЭР-Телеком Холдинга»:

— Наша компания обязана обеспечивать телекоммуникационными услугами людей в любой чрезвычайной ситуации. Связисты во все времена относились к особой категории граждан и не могут просто так взять и покинуть рабочее место. Наши клиенты, которые сейчас по большей части находятся дома, активно используют интернет как для развлечений, так и для работы.

Чтобы обезопасить своих сотрудников, которые продолжают передвигаться по городу, мы закупили средства защиты: очки, перчатки, маски и антисептики. Каждое утро мы измеряем температуру на входе в офис и отправляем на карантин тех, кто недавно вернулся из заграничных поездок или плохо себя почувствовал. У нас с этим очень строго. Около 40% нашего коллектива в Москве работает сейчас удаленно, все остальные, кто обязан следить за работой телекоммуникационного оборудования и различных сервисов, находятся на рабочих местах и обеспечивают бесперебойную работу сети 24/7.

Благодаря развитию информационных технологий, в этот непростой период пандемии мы помогаем решать рабочие вопросы как бизнесу, так и государству. Обеспечиваем развлекательным контентом семьи, находящиеся на самоизоляции, подключаем востребованные сервисы юридическим лицам. Так, на днях мы запустили видеоаналитику, способную определить: пришел человек на работу в маске или без нее?

Мы прогнозируем рост спроса на услуги, связанные с инновациями в бизнесе и для госслужб. Будущее уже наступило, и, несомненно, мы вносим вклад в его развитие по новому цифровому сценарию.

Сергей Куликовский, гендиректор компании «Полиматика» (вендор аналитической платформы big data):

— Многие IT-компании, которые работают с российскими заказчиками, столкнулись с заморозкой контрактных обязательств. Недостаток средств еще и по причине существенного снижения курса национальной валюты приведет к вынужденному сокращению дорогостоящих специалистов и их последующему отъезду из Российской Федерации в страны с более конкурентной заработной платой — мы столкнемся с новой волной утечки мозгов.

Но в сложившихся условиях, как бы тяжело ни было, гражданский долг каждого собственника компании выше коммерческой выгоды. Лидеры бизнеса должны помочь бороться с пандемией практическими действиями, нельзя уповать только на государство.

Необходима максимальная защита работников. Не просто перевести их на удаленный режим и предоставить необходимую сумму денег на средства связи и продуктовый запас, а помочь в трудоустройстве работников партнеров, если они вынуждены банкротить свой бизнес. 

Перераспределение уникальных талантов из компаний-партнеров создаст не только более лояльный персонал и сильный HR-бренд, но и поможет бороться с наступившим глобальным кризисом. Сейчас самое важное — думать не о деньгах, а о людях.

Павел Шинкаренко, основатель интернет-сервиса Solar Staff:

— Как управляющий онлайн-сервисом по автоматизации документооборота и расчетов с удаленными командами, я вижу разнонаправленность влияния пандемии и карантина. Так, среди наших клиентов из туризма и ивент-индустрии мы наблюдаем падение расходов на удаленную команду на уровне 80%, есть небольшой всплеск в сферах онлайн-медиа и онлайн-интертеймента на уровне 12–14%. Общая картина однозначно говорит о спаде экономической активности, о том, что даже тот бизнес, который еще не понес прямых потерь, затаился и замораживает часть проектов и работ, не имея возможности прогнозировать развитие ситуации.

Если говорить об антикризисных мерах, то это прежде всего переоценка эффективности всех вложений и трат при фокусе на тех действиях, которые дают быстрый или ощутимый результат.

Владислав Шпилевой, генеральный директор Iridium:

— Iridium ― всемирный оператор спутниковой телефонной связи и единственная в мире глобальная система подвижной спутниковой связи, обеспечивающая покрытие 100% земной поверхности.

Настроение у нас более чем рабочее — наша команда перешла на работу из дома уже 16 марта, до этого еще неделю готовились, перевозили необходимые вещи, тестировали системы и обустраивались. Мы тесно взаимодействуем с нашими офисами по всему миру и понимали, к чему все идет. Такая плавная подготовка позволила избежать стресса, все наши бизнес-процессы уже перестроены.

Конечно, коллектив вернется в офис, как только это станет безопасным. Но сейчас наши приоритеты — здоровье людей и непрерывность сервисов для наших абонентов.

Поэтому все сотрудники были разделены на три условные категории: те, кому необходимо лично быть «в полях» и обслуживать нашу спутниковую станцию приземления трафика в РФ, кому нужно иметь доступ к оборудованию в исключительных случаях, и все остальные работники, не менее важные для нашего бизнеса, но способные 100% рабочего времени функционировать дистанционно. Для этого закупили и перевезли необходимое оборудование, заготовили маски и средства дезинфекции.

Безусловно, мы понимаем, что из-за негативного влияния пандемии пострадает бизнес, многие люди останутся без работы, а деловая активность спадет (уже спадает). И наша компания наверняка ощутит негативный эффект.

Тем не менее мы с оптимизмом смотрим вперед — у нас очень устойчивое положение, большая абонентская база и бизнес по подписке. Обращаем более пристальное внимание на собираемость платежей, делаем упор на онлайн-семинары для клиентов и партнеров, ищем новые возможности.

Марат Гарифуллин, основатель компании «Клиентская база»:

— Я воспринимаю карантин как шанс проверить бизнес на прочность. В такие моменты понимаешь, где отделы проседают, где нужно больше контроля, насколько у тебя мотивированные сотрудники и как они могут адаптироваться к резким переменам.

Как компания из IT-индустрии, мы смогли быстро подготовиться к удаленной работе. Ввели для всех отделов KPI и новые регламенты, подключили необходимые функции внутри самой CRM, IP-телефонию. У кого не было дома лишних компьютеров — выдали ноутбуки.

В любом случае, как скажется удаленная работа на бизнесе, будет видно спустя месяц. Если человек работает не в офисе, вы не видите его усилия, только результат. Это хорошая практика сразу выявить полезные кадры и заменить бесполезные. Так мы уже сократили нескольких сотрудников.

Да, сейчас тревожное и непонятное время для бизнеса. Уже неважно, насколько у тебя интересный продукт. Важно — останутся ли на рынке платежеспособные клиенты. Если компания хочет остаться на плаву, ей нужно выпустить продукт исходя из потребностей рынка. Например, мы разработали экономрешение для бизнеса — готовую CRM-систему CB Lite.

Наступает период инноваций. Набирают популярность сервисы доставки, интернет-магазины, онлайн-кинотеатры, дистанционное обучение. Многие задумались о переходе на удаленный формат, остальные — уже в процессе. Важным изменением станет поправка в Трудовом кодексе о дистанционной работе. Нас всех ждут новые, нестандартные решения во всех сферах.

Антон Сорокин, соучредитель финтехстартапа «Смолли»:

— Инвесторы через нашу платформу выдают займы малому бизнесу. Работаем исключительно в нише госзакупок. Учредители проекта — состоявшиеся бизнесмены с большим опытом инвестиций в разных сферах, а также антикризисного управления, работы с проблемными активами. Мы помним все кризисы нашей новой истории, начиная с распада Советского Союза. 1998-й уже нас застал в качестве начинающих бизнесменов, потом 2008-й, 2014-й, и вот опять.

Наш новый проект — это как раз попытка создания бизнеса, устойчивого к типичным российским кризисам. Именно поэтому мы выбрали рынок госзакупок. Именно поэтому финтехстартап: быстро, технологично решаем основные боли и потребности клиентов.

Готов показать на нашем примере, что даже в состоянии идеального шторма есть возможность не только выживать, но и развиваться. И именно благодаря государству, хоть и с несколько неожиданной стороны. Мы не просим помощи у него, оно само помогает тем, что тратит деньги на закупки для себя.

Денис Голубцов, директор по развитию Selvery:

 — Мы разработали приложение, объединившее в себе отделы маркетинга и продаж. Сейчас, когда все хотят работать удаленно, оно работает как виртуальный офис, аккумулируя опыт продаж каждого из разбросанных по локациям менеджеров и все маркетинговые материалы компании.

Наш Selvery — это SaaS (одна из форм облачных вычислений) для живых продаж, от человека к человеку. Приложение интегрируется с другими системами, с которыми работают продажи и маркетинг, например с CRM или BI, и предоставляет расширенный сервис для презентации и реализации товаров и услуг таргетированной аудитории. Главная его задача — помощь в повышении конверсии продаж в среднем и крупном бизнесе.

Маргарита Середа, гендиректор группы компаний Win2Win Communications:

— Удаленная работа для нас и раньше была привычной — многие наши сотрудники часто ездят в командировки. Сейчас мы просто расширили этот формат на всю команду, что не потребовало никаких затрат и серьезных усилий — потребовалось только донастроить те ноутбуки, где не было удаленного доступа, а также перевезти специальную технику, например дизайнерские компьютеры, к сотрудникам домой.

Трафик клиентов также не особо изменился, поскольку коммуникационный бизнес вполне позволяет решать задачи удаленно. Пожалуй, единственное заметное отличие — отсутствие очных мероприятий, но мы сейчас разрабатываем проекты онлайн-активностей для наших действующих и потенциальных клиентов.

Иван Ковпак, основатель и гендиректор Heartbeat Education:

— Мы работали в режиме распределенной команды с момента открытия в 2018 году. Нам повезло, так как мы были в одной из немногих растущих ниш. Но рост спроса среди экспертов и преподавателей сегодня гораздо выше, чем рост количества студентов.

Я связываю это с двумя вещами:

— онлайн-образование не является предметом потребления первой необходимости, и поэтому при сокращении платежеспособного спроса, вызванного ростом безработицы, мы попадаем под нож первыми;

— если посмотреть с другой стороны, то у экспертов, традиционно зарабатывавших на своих навыках в офлайне, сейчас не осталось другого выбора, кроме как мигрировать в онлайн для сохранения текущих доходов.

Оксана Тумадин, основатель онлайн-школы school-prosvobodu.ru:

— Так как мой бизнес находится в онлайне и качественная психология пользуется спросом, то сильного падения не произошло.

Надпрофессиональное образование сейчас берет лучшие позиции, когда человек сам учится всему новому и хочет расти, чтобы быть востребованным на рынке специалистом. Надо, конечно, в корне менять обучение в институтах и школах, сам подход к нему. Все, что сейчас разрабатывают удаленщики, блогеры, эксперты в новых профессиях, нужно переносить в классическое образование. Иначе будет высокий уровень безработицы среди устаревающих профессий.

Качество и ответственность к работе выйдут сейчас на первое место, просто просиживать место не получится. Нужно производить пользу для общего дела. Многие уже это чувствуют и обучаются самостоятельно, чтобы в нужный момент получить хорошие места в компаниях.

Подготовил Николай Алексеев

Фото: Unsplash; из личных архивов 

03.04.2020
инновации

Как распознать фейк

«Люди склонны верить не тому, что истинно, а тому, о чем больше говорят»

#
инновации

Илон Маск: «Королев посчитал бы это безумием»

#
инновации

Как распознать фейк

«Люди склонны верить не тому, что истинно, а тому, о чем больше говорят»

#
инновации

Илон Маск: «Королев посчитал бы это безумием»

#

No Banner to display

анонсы
мероприятий