Тренд на профстандарт

 

Бровчак

Заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», к. э. н. Сергей Бровчак рассказал Журналу Стратегия о разработке стандартов профессиональных квалификаций и их оценке. 

В 2012 году в России Минтруд и Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям занялись разработкой системы с новым подходом выстраивания профессиональных квалификаций. Почему принято решение пересмотреть существующую систему?

В Советском Союзе была выстроена достаточно неплохая система описания и оценки профессиональных квалификаций, но она устарела на настоящий момент. Система базировалась на различных тарифно-квалификационных справочниках, в том числе ЕКС и ЕТКС. Ничто не стоит на месте, и мы движемся вперед, в том числе развиваем рынок труда в Российской Федерации на базе новых профессиональных стандартов. Для этого требуется новое описание требований к профессиональным квалификациям, это общемировой тренд.

В отличие от квалификационных справочников профессиональные стандарты подробнейшим образом описывают трудовые действия и свойственные им знания и умения, которыми должен обладать конкретный специалист. Все обобщенно-трудовые функции имеют привязку к уровням квалификации, установленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Например, пятый уровень квалификации специалистов финансового рынка – это среднее профессиональное образование, шестой – бакалавриат, седьмой – магистратура, восьмой – аспирантура.

Введение профессиональных стандартов – это мировой тренд. Но за рубежом за повышение квалификации платят. Как это будет работать в России?

Профессиональные стандарты не являются самоцелью, это часть целой системы, выстраиваемой на основе пяти-шести векторов развития.

Первый вектор – выявление на рынке труда перспективных профессий. Минтруд в настоящий момент активно формирует справочник перспективных и востребованных профессий, который уже сейчас размещен на сайте министерства и достаточно активно дорабатывается.

Второй вектор – на основе выявленных перспективных и востребованных профессий пишутся профессиональные стандарты. Важно, что в этой работе учитываются мнения всех профессиональных объединений: крупнейших работодателей, профсоюзных и образовательных организаций.

После того, как профессиональный стандарт зарегистрирован, его выкладывают в общий доступ для того, чтобы и работодатели, и потенциальные работники, могли оценивать уровни квалификации, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности. Образовательные организации на основе профессиональных стандартов разрабатывают и видоизменяют программу обучения.

Третий вектор – это актуализация федеральных государственных образовательных стандартов, либо разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Четвертый вектор – это предусмотренная статьей 96 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Согласно данной норме профессионально-общественной аккредитация проводится профессиональными объединениями на предмет соответствия профессиональным стандартам. Если вуз проходит профессиональную общественную аккредитацию, то он об этом может заявлять на своем сайте, в официальных документах. Это есть определенный знак качества, который выдается вузу со стороны определенных профессиональных сообществ.

Пятый вектор – это собственно оценка тех квалификаций, которые разработаны на базе профессиональных стандартов в рамках Федерального закона от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Центры оценки квалификации будут принимать профессиональные экзамены. Если специалисты по определенным видам деятельности примут решение или их работодатели примут решение о том, что они должны такую оценку персонала проходить, то в этом случае, безусловно, они могут обращаться в эти центры.

Коснутся ли эти изменения в первую очередь государственных служащих?

Безусловно, коснутся. постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 как раз описывает возможные требования со стороны государства к профессиональной квалификации государственных служащих. До 2020 года все государственные служащие перейдут на систему, учитывающую требования профессиональных стандартов. Уже сейчас государственные органы могут, согласно данному постановлению, проводить работу по систематизации требований профессиональных стандартов применительно к определенным категориям госслужащих, оценивать потребность в прохождении переподготовки, повышении квалификации в случае необходимости и составлять планы работы с кадрами именно на основе профессиональных стандартов. К 2020 году эта работа должна быть завершена.

Если виды деятельности связаны с различными компенсациями, выплатами, ограничениями, в этом случае тоже нормы профессиональных стандартов обязательны, должны соответствовать существующим нормам законодательства по выплате компенсации и предоставления льгот в связи с осуществлением определенных видов деятельности. В основном речь идёт о списке льготников.

Как может измениться образовательная система, на Ваш взгляд, после того, как вся система заработает?

Она уже работает. В рамках Национального совета созданы рабочие органы. Наша Ассоциация выполняет функции Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.

Образование должно по идее, заложенной в этой новой системе, учитывать требования рынка, то есть требования профессиональных сообществ для подготовки специалистов.

По сути в итоге будет увеличено количество предметов, в дальнейшем квалификация по которым будет находить практическое применение.  Будет более предметное обучение, скорее всего, на уровне магистратуры для того, чтобы специалист, заканчивающий магистерские программы профильных вузов, мог сразу осуществлять свою деятельность на должном уровне, а не учиться заново, как зачастую это в реалиях происходит. Поэтому система выстраивает, с моей точки зрения, очень правильный вектор, когда образование становится более практико-ориентированным, то есть выпускники вузов уже знают, чем им придется непосредственно заниматься при осуществлении определенных видов деятельности и будут иметь конкретные определенные представления об этой деятельности, а не общие теоретические знания, которые тоже нужны, но зачастую не могут найти применения в практической деятельности.

Появятся ли какие-то новые профессиональные стандарты специалистов финансового рынка?

Процесс разработки профессиональных стандартов носит перманентный характер, то есть в настоящий момент мы разрабатываем профессиональный стандарт по различным видам деятельности, они все отражаются в уведомлениях, которые находятся на сайте Министерства труда. Помимо 30 разработанных профессиональных стандартов финансового рынка сейчас проходит утверждение описание для специалиста в области лизинговой деятельности, ряда специальностей банковской сферы. На следующий год будет разрабатываться профессиональные стандарты бизнес-аналитика, специалиста по привлечению инвестиций, специалиста по работе с корпоративными финансами. Это не значит, что этих профессии не существует, но мы должны стандартизировать подходы к подготовке специалистов по данным направлениям и оценке их квалификации.

В 2016 году разрабатывался профессиональный стандарт специалиста в области государственно-частного партнерства. Что Вы можете об этом рассказать?

Основным разработчиком данного профессионального стандарта выступила консалтинговая компания «ЮФК-Консалтинг» – член Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций».

Создание профессионального стандарта в области государственно-частного партнерства говорит о том, что в России продолжает формироваться новая профессия, которая уже существует безусловно, но не имеет этой описательной части в виде профессионального стандарта. Перед нашими коллегами из консалтинговой компании «ЮФК-Консалтинг» стояла непростая задача учесть мнения различных представителей профессионального сообщества – государственных учреждений, коммерческих компаний, образовательных организаций, которая была решена в ходе профессионально-общественных обсуждений.  На основе созданного профессионального стандарта будут актуализированы, разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты, будут изменены образовательные программы, описаны профессиональные квалификации и установлены требования для прохождения профессионального экзамена, и мы получим точный ориентир по требованиям к данным специалистам и по их подготовке. Это важно в данном случае.

Профессиональный стандарт учитывает тенденции на рынке и отражает эти тенденции, но сам не формирует новые профессии, он описывает их появление.

Категория: Интервью

Новости по теме:

Сила в резерве

Как кризис управления повлиял на кризис в экономике, почему обязательное повышение квалификации госслужащих лучше отменить и почему адаптация крымского менеджмента к российскому законодательству завершится еще не скоро, рассказал проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин